- Вагаршак I
-
(Ваг'аршак I или Аршак Младший, по отрывку из Псевдо-Агафангела, приведенному у епископа Себэоса, армянского историка VII в. [армянский текст, СПб., 1879, гл. I; перевод К. Патканова, СПб., 1862 и Langlois, "Coll. des histor. anc. et mod. de l'Arménie", I, стр. 199]) — родоначальник армянской ветви Аршакидов, был, по Моисею Хоренскому (II, 3), писателю V в., брат, а по Псевдо-Агафангелу — сын парфянского царя Аршака VI (Митридата I). Стремясь, подобно другим завоевателям, при этом, иметь своих ставленников в качестве правителей в новопокоренных странах, аршакиды отличались той особенностью, что с известным расчетом выбирали подобных ставленников из своего рода. Парфянские цари, начинавшие уже тягаться за первенство с Селевкидами, не могли не обратить внимания на положение Армении, из которой можно было создать сильный оплот против западных соперников. Кроме того, к новому, быстро усиливавшемуся дому обратились сами армяне, по крайней мере наиболее дальновидные из них, с приглашением прийти и княжить над ними. Около середины III в. до Р. X. и явился Вагаршак в Армению, где, прежде всего, наградил наиболее ревностных приверженцев: Шамбе Багарату, родоначальнику багратидов, и его потомству было даровано право, быть при Аршакидах наследственным тагадиром, т. е. возлагателем венца. В. сплотил армянских князей против преемников македонского завоевателя, очистил от последних Армению и с успехом повел борьбу с соединенными силами соседних народцев. Лазы, фригийцы и вообще племена Понта, под предводительством некоего Морфиликия, сразились с В. у юго-восточного берега Черного моря; предводитель их был убит и союзники разбиты. Северным племенам, жителям ущелий и гор Кавказа, было приказано оставить обычное свое занятие, разбой, и заслужить дарования "правителей и князей с прекрасными порядками" (Моисей Хоренский, II, 6). После умиротворения края, В. занялся его устройством. Вагаршаку армянские историки приписывают ряд распоряжений, касающихся лично его с семьею, двора, князей и всех жителей Армении. При нем были разбиты парки, сады и цветники; особые места отведены для охоты. Зной лета и суровость зимы умерялись соответствовавшими времени года местопребываниями; столичным городом был всегда Мцбин, т. е. Низиб. При царе неразлучно оставался наследник престола; для прочих же многочисленных членов царской фамилии местом жительства служила область Хаштян (Хаштеанк). При дворе был заведен определенный чин и порядок. Княжеские роды, получив каждый, при дворе или в областях, то или иное назначение, тем самым были поставлены в известные, зависимые отношения к царю. Было упорядочено военное устройство: четыре полка телохранителей имели каждый по вождю из князей, потомков древнего армянского (хайкского) царского рода, владетелей наследственных земель. Войско это, в противность позднейшему дворцовому (востаник) или царскому (аркуни), набиравшемуся по приказу персидских царей в Армении из всякого люда, состояло из княжичей древнейших родов. Из них же велено было брать евнухов. Вагаршак соорудил капище в Армавире, с идолами солнца (Арегакн) и луны (Лусин), а также со статуями своих предков. Древний Шамирамакерт был возобновлен, и во многих местах основаны новые города, с многочисленным населением. Установлены отношения между горожанами и сельчанами, причем первым предоставлен особый почет. Изложенные здесь по армянским источникам факты трудно связуются с данными нумизматики и иноземных источников, говорящих об Армении этой эпохи иное и совершенно умалчивающих о подвигах В., чем и воспользовались в последнее время критики, особенно Гарагашян ("Критическая истории Армян", на армянском языке, Константинополь, 1880, стр. 229 и сл.) для своих слишком резких суждений о Моисее Хоранском, наиболее пространном повествователе деяний В. Самому В. приписывается почин в деле собирания исторических материалов относительно прошлого страны, которой он правил. Рассказывается, будто он обратился с письмом (Моисей Хоранский, I, 9) к парфянскому царю Аршаку, прося дать доступ секретарю Мар-Абас-Катину в царские архивы, для исторических справок об Армении; предполагается, что на основании найденных в этих архивах документов была составлена истории Армении, в частности и царствования В., сохранившаяся в трудах Моисея Хоранского и епископа Себэоса (см. Мар-Абас-Катин).Н. М.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.