- Авессалом
-
(по-евр. Абшалом, т. е. отец мира) — третий сын царя Давида от жены его Маахи, дочери гессурского царя Птоломея. А. славился своею красотою и роскошностью волос и был честолюбивого характера. Вступившись за сестру свою Фамарь, над которой Амнон, старший сын Давида, совершил гнусное насилие, А. убил его и, опасаясь возмездия со стороны отца, бежал к деду своему в Гессур, в Сирию. Там он остается три года, пока Иоаву, полководцу Давида, не удается выхлопотать для него разрешения вернуться в Иерусалим; но и тогда до свидания с царем он не допускается целых два года. Между тем А. не оставляет своих честолюбивых замыслов. Изменнически вкравшись в доверие к народу, он под лицемерным и лживым предлогом якобы исполнить данный им во время изгнания обет удаляется в Хеврон и там открыто восстает против отца. Давид видит себя вынужденным поспешно оставить столицу. Он с горстью верных приверженцев удаляется в заиорданский город Махнаим, где около него собирается оставшаяся ему верною часть войска. Между тем А. вступает в Иерусалим и как бы для санкции своей власти по совету Ахитофеля публично завладевает оставшимся гаремом Давида и не медля отправляется с войском в погоню за бежавшим отцом. Наконец дело доходит до битвы, которая происходит в лесу. Мятежническое войско претерпевает поражение, и сам А., разъезжая на поле битвы верхом на муле, зацепляется кудрями своими за ветви дуба и остается висеть между небом и землей. Иоав же, вопреки категорическому приказанию Давида — щадить жизнь А., спешит убить его. Узнав о смерти сына, Давид горько оплакивает его и негодует на Иоава за его самоуправство. Авес., будучи бездетным, еще при жизни поставил себе памятник, который, по словам Флавия Иосифа (Antt. 7, 10, 3), состоял из мраморной колонны и находился на расстоянии двух стадий от Иерусалима. Показываемый ныне в Иосафатовой долине памятник Авессалома поддельный и новейшей конструкции.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.