Ботэн


Ботэн
(Louis-Eugène-Marie Bautain) — французский философ и богослов, родился в Париже 17 февраля 1796 г., получил образование в Нормальной школе, с 1816 г. состоял преподавателем философии при Страсбургской гимназии и вскоре за тем (1819) стал читать философию при тамошнем Университете. Как приверженец либеральных взглядов, он был в 1824 г. отрешен от должности, но вследствие внезапно наступившей перемены в его образе мыслей сделался ревностным католиком и принял даже в 1828 г. священство, после был вновь допущен к преподавательской деятельности. Но университетская деятельность Б. и написанные им сочинения втянули его в спор с епископом его епархии по вопросу: можно ли в деле веры руководствоваться разумом. И вот, вскоре Б. стали вновь обвинять в ереси и потребовали от него (1834), чтобы он отрекся от своих взглядов. Враждебные отношения между ним и духовенством особенно обострились, когда он в своем сочинении: "De l'enseignement de la philosophie en France au XIX siècle" (Страсбург, 1833) напал на господствовавший схоластический метод, и аббат Боншоз (Bonnechose) издал его учение под заглавием: "Philosophie du christianisme, correspondances religieuses de Mr. Louis В." (Страсб., 1835, 2 т.). Б., как доктор философии, юриспруденции, медицины и теологии, ссылался на свои четыре диплома, как достаточные доказательства своей компетентности, которой нельзя было, конечно, за ним оспаривать. Церковные несогласия были наконец улажены ввиду, во всяком случае притворного, отречения Ботэна (1834), ср. Bautain, "Lettre a Mgr. de Trevern évêque de Strasbourg" (Страсбург, 1836), и вследствие поездки его в Рим к папе. Б. поручили даже руководство духовной коллегией в Жуи (Juilly). По возвращении во Францию, Б. поселился в Париже, где собирал вокруг себя большой круг учеников и читал проповеди, которые привлекали массу слушателей. В 1848 г. архиепископ Сибур назначил Б. главным викарием парижского диоцеза; в 1853 г. Б. стал профессором нравственного богословия при теологическом факультете в Париже, где он умер 18 окт. 1867 г. Из его сочинений, представляющих собою смесь взглядов бл. Августина, Платона, Канта, Якоби и др., назовем: "Psichologie expérimentale" (2 т., Страсбург, 1839; 2-е издание Париж, 1859); "Philosophie morale" (2 т., Париж, 1842); затем специально относящаяся к теологии: "Philosophie du christianisme" (2 т. 1835) — труд, за кот. Тюбингенский университет удостоил его докторской степени; "La religion et la liberté considérées dans leurs rapports" (Пар., 1848) — собрание его парижских проповедей. Затем, "La morale de l'Evangile comparée aux divers systémes de morale" (Пар., 1855); собрание чтений в Сорбонне. Кроме того, "Philosophie des lois" (Пар., 1860) и, наконец, книги назидательного содержания, как "Conseils Spirituels", "La chrétienue de nos jours" и т. д.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Ботэн" в других словарях:

  • Традиционализм — направление в философии религии, опровергающее, по определению Жубера, идеи определенного времени на основании вечных идей религиозного порядка, как они проявились у всех народов. Это направление появилось в борьбе с деизмом и религиозной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • традиционализм —    По учению традиционализма, хотя существование в нас идеи о Боге несомненно предполагает воздействие на наш дух Божества, но вследствие падения человека, разрушившего союз его с Богом и возможность живого взаимодействия между ними, такое… …   Справочник по ересям, сектам и расколам


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.