- Бонифаций святой
-
назв. апостолом Германии, происходит из благородного англосаксонского рода; род. в 680 г. в Киртоне (Девоншир) и получил при крещении имя Винфрид. 13 лет он учился в монастырях Эксетере и Нутселе, откуда, подобно всем своим соотечественникам, вынес глубокое благоговение к св. Петру и его преемникам. В 717, получив от Папы Григория II разрешение проповедовать Евангелие, отправился сначала в Фрисландию, где помогал своему соотечественнику, святому Виллиброду; через три года перенес свою деятельность в Тюрингию, главным образом в Гессен, где им основаны монастыри Амёнсбург и Фрицлар. В 723 он вторично поехал в Рим и, дав клятву твердо держаться уставов Римской церкви, получил от Папы сан епископа и рекомендательные письма к Карлу Мартеллу, франкским князьям и епископам с просьбой оказывать ему поддержку. Б. с новым рвением принялся за дело обращения язычников, срубил недалеко от нынешнего Гейсмара дуб Бодана и опять обратил в христианство жителей Тюрингии и Гессена. В 732 папа Григорий III прислал ему паллий и назначил архиепископом и примасом всей Германии с полномочием основывать епископства повсюду, где он это найдет нужным. Он учредил в тюрингском городе Ордруффе училище для миссионеров, в котором воспитанников обучали не только догматам религии, но также земледелию и садоводству, а 744 основал монастырь Фульду и другие миссии. В Баварии он учредил по поручению герцога Одилона четыре епархии, существующие еще и теперь: Зальцбургскую, Регенсбургскую, Фрейзингенскую и Нассаускую; в Тюрингии епископство Эрфуртское, в Гессене Бюрабургское, перенесенное потом в Падерборн, в Франконии Вюрцбургское и в Верхнем Пфальце — Эйхштетское. В 745 он получил вновь учрежденное архиепископство в Майнце из рук Пипина, которого в 752 венчал на царство в Франконии. Основав таким образом Германскую церковь, он обязал ее безусловной покорностью Риму. Епископы должны были давать клятву, что они до конца дней своих пребудут покорны римской церкви, св. Петру и его наместнику. Но Б. поступал так в отношении не одной лишь Германии. Епископы Галлии сохраняли до него известную независимость от Рима, но Б., председательствовавший несколько раз на их синодах, нашел случай обратить к тем же идеям и эту западную часть франкской церкви. После него галльские архиепископы получали свой пастырский посох из Рима. Эта приверженность к Риму отнюдь не мешала Б. быть человеком твердой веры, высокой души и благородного характера. В 754 он предпринял новое путешествие для обращения фризов, но 5 июня 755 подвергся при Докуме нападению вооруженной шайки и был убит со всеми своими спутниками. Останки его преданы земле в Фульдском монастыре, где еще до сих пор показывают переписанное его рукою Евангелие и омоченный его кровью лист бумаги. Там же находится и его статуя (Геншеля 1842). Полное собрание писем Б. издано Джильсем (Лонд., 1844, 2 т.) и Яффе в "Bibliotheca rerum germanicarum" (Берл., 1866), нем. перевод их сделан Кюльбом (Регенсб., 1859). Первая его биография "Vita sancti Bonifatii", написанная священником Виллибальдом вскоре после смерти Б., перепечатана в "Monumenta" Перца и переведена на немец. язык Боннелем (Берл., 1856). См. Seiters "В. der Apostel der Deutschen" (Майнц, 1845); Werner, "B. der Apostel der Deutschen u. die Romamslerung v. Mitteleuropa" (Лейпц. 1875); Fischer, "B." (1881); Ebrard, "B. der Zerstörer des Columbanischen Kirchentums auf dem Festland" (Гютерсл., 1882).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.