Элиот Джордж, писательница

Элиот Джордж, писательница
(собственно, Мария-Анна Эванс; 1820—1880) — знаменитая английская писательница, известность получила под псевдонимом Джордж Eliot. Дочь зажиточного фермера, вышедшего из рабочей среды, она училась сперва в пансионе, затем самостоятельно, оставаясь под религиозным влиянием своей прежней учительницы, мисс Левис. Её евангелически религиозное настроение нашло выражение в стихотворении, напечатанном в духовном журнале. Переехав на 21 году с отцом в Ковентри, Э. сошлась с кружком интеллигентных людей, в котором испытала влияние новых идей; одним из них был Чарльз Геннель, автор критического сочинения "О происхождении христианства". Кризис в мировоззрении Э., при её пуритански прямом характере, был крутой; перестав посещать церковь, она дошла до разрыва с отцом, еле улаженного друзьями. Никогда не переставая считать себя правой по существу, она до конца дней раскаивалась в юношеской резкости, вызвавшей эту ссору. Она перевела "Жизнь Христа" Штрауса и "Сущность христианства" Фейербаха, работая с большим упорством и добросовестностью: не довольствуясь знанием греческого и латинского яз., она изучила еще древнееврейский язык, чтобы проверить цитаты Штрауса. В общественной деятельности этой эпохи — конца сороковых годов — она не принимала участия, но следила с горячей симпатией за усилиями поборников свободы, "гордилась своим временем и с радостью отдала бы несколько лет жизни, чтобы взглянуть на людей баррикады, преклоняющихся пред образом Христа, Который первый научил людей братству". После смерти отца Э. с наслаждением путешествовала с друзьями по Швейцарии и закончила перевод "Политико-теологического трактата" Спинозы. Поселившись в 1850 г. в Лондоне, она сделалась деятельным сотрудником и членом редакции "Westminster Review", главном органе английских позитивистов; она писала здесь ежемесячные критические обозрения, читала рукописи, держала корректуру. В одном из её очерков: "Silly novels by lady-novelists" с полной определенностью высказано её воззрение на служебное значение искусства: "важно усвоить себе надлежащее отношение к труду и борьбе в жизни людей, обреченных на трудовое существование"— и этому должна помогать литература. Из редакционного кружка Э. сошлась ближе всех с Спенсером, а затем, через его посредство, с Д. Г. Льюисом, с которым вскоре вступила в прочную связь, 22 года бывшую образцом семейного счастья и разорванную лишь смертью Льюиса. Открытая связь с женатым и имеющим детей человеком, который, правда, давно разошелся с своей неизлечимо умалишенной женой, произвела громадный скандал в чопорном английском обществе; даже ближайшие друзья Э. временно отшатнулись от неё, но Э. и Льюис были связаны слишком неразрывными духовными узами, чтобы считаться с условной моралью. Детям Льюиса она была настоящей матерью. В 1854 г. они уехали в Веймар, где она написала ряд критических статей и почти закончила перевод "Этики" Спинозы. Под влиянием Льюиса Э. решилась выступить в печати с беллетристическими произведениями. Успех трех её повестей: "Scenes of clerical life" (1854; рус. пер. "Исповедь Дженет", СПб., 1860; "Любовь мистера Гильфиля", Москва, 1859; "Амос Бартон" в "Рус. Вестн.", 1860, прилож.), впервые подписанных её мужским псевдонимом, превзошел ожидания; рассказы приписывались Оуэну, Бульверу Литтону, и только Диккенс угадал в авторе женщину. Следовавший за ними роман "Adam Bede" (1859; рус. пер. в "Отеч. Зап.", 1859, 8—12, и отдельно, M., 1859) силой и правдивостью изображения здоровой деревенской жизни, ясностью характеристик и определенностью мировоззрения произвел чрезвычайное впечатление. В романе "The mill on the Floss" (1860; рус. пер. "Отеч. Зап.", 1860, и отдельно, СПб., 1865) автор показал, что ему, не менее крестьянства, знакома мелкая провинциальная буржуазия, изображенная им с оттенком сатиры, направленной против старых английских грехов — общественного лицемерия и эгоизма; в этом произведении особенно силен автобиографический элемент. Закончив роман, который в два месяца разошелся в шести тысячах экземпляров, Э. задумала исторический роман из эпохи Савонаролы и отправилась с Льюисом в Италию для накопления материалов и впечатлений, но прежде, чем исполнить это намерение, написала большую повесть "Silas Marner, the weaver of Raveloe" (1861; рус. пер. в "Мире Бож.", 1892,1—6; отдельно, M., 1889) и рассказы: "The lifted veil" (1862; рус. пер. "Отеч. Зап.", 1879, 2) и "Brother Jacob" (рус. пер. "Загр. Вест." 1864, 8). Исторический флорентинский роман "Romola" (1863; рус. перев. "Отеч. Записки", 1863, 9—12, отдельно СПб., 1891 и 1892) страдает перевесом учености над жизненностью, но интересен широтой философских и историко-культурных идей, положенных в его основу. Вопросы социальной политики, интересовавшие весь кружок Э., захватили и её художественное творчество; после основательной теоретической подготовки она выступила с романом "Felix Holt, the radical" (1866; рус. пер. в "Деле" 1867 г. и отд., СПб.. 1867), произведением довольно слабым, как слаб и радикализм его героя. К близко знакомой ей провинциальной жизни Э. вернулась в романе "Middle-march" (1871; рус. пер. в "Отеч. Зап." и "Деле" 1872 и 1873 гг.; отд. СПб., 1873), очень растянутом, мало объединенном, но не лишенном ярких фигур; имя старого педанта м-ра Кэзобона сделалось нарицательным в английской литературе. Громадное впечатление произвел затем "Daniel Deronda" (1876; рус. перев. в "Деле", 1876, 1—12 и отд. СПб., 1876 и 1902), не только отношением автора к еврейскому вопросу, но и новизной и оригинальностью идеи, предвосхищающей позднейшие стремления сионистов. Фанатик идеи иудейского царства Мардохей и его выученик, еврейский народник Деронда, вызвали горячие симпатии одних, столь же горячие осуждения других. Для автора не было в этом ничего неожиданного. "Именно потому, что отношение христиан к евреям так бессмысленно и так противоречит духу нашей религии, я чувствовала потребность написать о евреях" — писала Э. Бичер-Стоу. Этой же потребности она отдала дань в публицистическом очерке "Современное hep! hep!" (рус. пер. в "Евр. Библиот.", т. VIII). В 1878 г. умер Льюис; это была тяжелая утрата для Э., при всей своей духовной силе и мужском складе ума всегда нуждавшейся в поддержке твердой мужской руки. Этим, быть может, объясняется тот неожиданный факт, что через год после смерти любимого человека шестидесятилетняя Э. вышла замуж за Кросса, её давнишнего друга и поклонника, который был её моложе на тридцать лет. Она была очень счастлива в этом браке, но прожила в нем всего полтора года. Кроме вышеуказанных повествовательных произведений ей принадлежат еще малозначительные стихотворные сборники "The Spanish gipsy" (1868), "Agatha" (1869) и "The legend of Jubal" (1874), а также философско-публицистическая книга: "The impressions of Theophrastus Such" (1879). Э. была бесспорно в свое время — после смерти Диккенса и Теккерея — самым выдающимся представителем английского романа и остается величайшей английской писательницей. Она была свободной мыслительницей, в своем религиозном мировоззрении примыкавшей к Контовой "религии человечества"; её жизнь была мужественным протестом против традиционных условностей. Но её романы — не боевые апологии прав свободной любви; философия и психология оттесняют в них публицистику, и идеальные героини Э. менее всего похожи на сильную представительницу женской самостоятельности, каким являлась их создательница. Литературное движение половины прошлого века, известное под именем реализма, нашло в произведениях Э. одно из сильнейших выражений; тонкость индивидуальных характеристик и правдивость бытовых картин обеспечивают им почетное место в истории литературы. Ср. J. W. Cross (второй муж Э.), "G. Eliot's life, as related in her letters and journals" (1885);. M. Blind, "G. Eliot" ("Eminent women Series"); O. Browning, "Gr. Eliot" (1892; том из "English Writers"); Herrn. Conrad, "G. Eliot" (1887); Цебрикова, "Англичанки-романистки" ("От. Зап.", 1871, 8—9); Ткачев, "Люди будущего и герои мещанства" ("Дело", 1868, 4—5); Дружинин, "Новости английской литературы" ("Собр. Сочин.", т. V); М. Михайлов, "Д. Э." ("Совр.", 1859, 11); С. А. Д., "Джордж Э." ("Вестн. Европ.", 1884, 5—6); С. Ковалевская, "Воспоминания о Дж. Э." ("рус. Мысль", 1886, 6); Л. Давыдова, "Д. Э." (СПб., 1891). О стихотворениях Д. Э.: "Два мотива современной поэзии" ("Отеч. Зап.", 1876, 5).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Элиот Джордж, писательница" в других словарях:

  • Элиот Джордж — (Eliot) Элиот Джордж (Eliot, George) (наст. имя и фамилия Мэри Анн Эванс, Evans) (1819 1880) Английская писательница романистка. Была пропагандисткой деятельного добра, одновременно признавая то, что лучшие человеческие попытки осуждены на… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Элиот Джордж — (Eliot), настоящие имя и фамилия Мэри Анн Эванс (Evans) (1819 1880), английская писательница. Из философии позитивизма заимствовала идею постепенной эволюции общества и гармонии классов. Некоторыми чертами творчество Элиот предвещало натурализм… …   Энциклопедический словарь

  • Элиот, Джордж — Джордж Элиот George Eliot Имя при рождении: Мэри Энн Эванс Дата рождения: 22 ноября 1819 Место рождения: имение Арбери в графстве Уорикшир Дата смерти: 22 декабря 18 …   Википедия

  • Элиот Джордж — Джордж Элиот George Eliot Имя при рождении: Мэри Энн Эванс Дата рождения: 22 ноября 1819 Место рождения: имение Арбери в графстве Уорикшир Дата смерти: 22 декабря 18 …   Википедия

  • Элиот, Джордж — Джордж Элиот (Мэри Анн Эванс). ЭЛИОТ (Eliot) Джордж (настоящее имя Мэри Анн Эванс) (1819 80), английская писательница. Разделяла идеи постепенной эволюции общества и гармонии классов. Ее творчеству присущи черты натурализма: роман “Мельница на… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Элиот Джордж — Элиот (Eliot) Джордж (псевдоним; настоящее имя Мэри Анн Эванс, Evans) (22.11. 1819, имение Арбери, Уорикшир, ‒ 22.12.1880, Лондон), английская писательница. Под влиянием различных философских школ, особенно позитивизма О. Конта и Г. Спенсера,… …   Большая советская энциклопедия

  • Элиот Джордж — (псевдоним, собственно Мария Анна Эванс; 1820 1880) знаменитая английская писательница, известность получила под псевдонимом Джордж Eliot. Дочь зажиточного фермера, вышедшего из рабочей среды, она училась сперва в пансионе, затем самостоятельно,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЭЛИОТ Джордж — ЭЛИОТ (Eliot) Джордж (наст. имя Мэри Анн Эванс, Evans) (1819—80), английская писательница. Социально психол. ром. «Мельница на Флоссе» (т. 1—3, 1860, п. 1860, 1963), «Сайлес Маркер» (1861, п. 1959), «Миддл марч» (т. 1—4,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Элиот Джордж — (наст. имя и фам. Мэри Анн Эванс; 1819–1880) – англ. писательница. Род. в семье фермера. Училась в частном пансионате. Опубл. сб. повестей «Сцены из клерикальной жизни» (ч. 1–2, 1858), ром. «Адам Бид» (т. 1–3, 1859). Психологич. коллизии – в… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Джордж Элиот — George Eliot Имя при рождении: Мэри Энн Эванс …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»