- Чермак, Ярослав
-
(Czermak, 1831-1878) — чешский живописец, брат Иоганна Непомука Ч. (см. соотв. статью); 16-ти лет от роду поступил в ученики пражской академии художеств. Еще занимаясь в ней под ближайшим руководством Хр. Рубена, он написал первую из своих картин: "Марий на развалинах Карфагена". За ней следовала другая его работа — "Убийство спутников Вальдштейна в Эгере". После того он путешествовал по Германии, проехал в Бельгию и учился в антверпенской академии у Г. Вапперса и в брюссельской у Л. Галле и исполнил большую картину: "Славонские переселенцы", свидетельствовавшую о значительности сделанных им успехов в живописи и приобретенную бельгийским королем. Вскоре после того была присуждена ему назначенная городским управлением Праги премия за картину "Гуситские делегаты, во главе с Прокопом, являются на базельский собор". Для следовавших за тем картин своих Ч. брал темы из чешской истории, главным образом из гуситских войн, впоследствии же писал преимущественно жанры и если изображал исторические сюжеты, то придавал им все более и более жанровый характер. В 1858 г. он сделал большое путешествие через Моравию и Венгрию в Герцеговину, Далмацию и Черногорию и привез оттуда массу этюдов южнославянских народных типов, костюмов и быта, которые служили потом материалом для его интересных как в художественном, так и в этнографическом отношении картин, каковы, например, "Черногорка с ребенком на руках", "Вооруженная черногорка, охраняющая вход в пещеру, в которой лежит ее раненый муж", "Герцеговинская девушка, похищаемая баши-бузуками" (1867; находится в брюссельском музее), "Свидание с Ускоком", "Битва при Дуге", "Возвращение черногорцев в их деревню, опустошенную турками" (1877) и др. Из прочих картин Ч. особенно замечательны: "Придворный поэт Рудольфа II Комницкий, просящий милостыню на мосту, в Праге" (1854), "Объявление смертного приговора Конрадину Гогенштауфену и Фридриху Баденскому", "Битва при Белой Горе" и "Гуситы под Наумбургом". С 1858 г. до конца жизни Ч. постоянным его местопребыванием был Париж. По своему направлению этот художник примыкает к романтической школе Галле. Главные достоинства его произведений — умно расположенная, полная жизни и движения композиция, энергичное выражение героизма, меланхолии и душевного страдания, характерность выведенных на сцену лиц и сила красок, иногда приближающаяся к рубенсовской.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.