Бодлер Шарль

Бодлер Шарль
(Baudelaire) — знаменитый французский поэт, род. в Париже 9 апр. 1821 г., † там же 31 авг. 1867 г. С детства страдал припадками тяжелой меланхолии, учился плохо. С трудом выдержав экзамен на бакалавра, он хотел посвятить себя литературе, но родители, чтобы удержать его от этого, по их мнению, пагубного пути, убедили его совершить путешествие в Индию. Через 10 месяцев Б. вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы. Сделавшись совершеннолетним, Б. получил 75000 фр. наследства от отца и начал вести самостоятельную жизнь среди литературной и артистической богемы. В 1845 и 46 гг. Б., известный до тех пор лишь в тесных кружках Латинского квартала, выступает в печати блестящими статьями об искусстве в журнале "Salon". Мнения, высказанные им здесь о современных художниках, подтвердились суждениями потомства, а самые статьи его принадлежат к блестящим страницам, когда-либо написанным об искусстве. В 1846 году Б. попадаются в руки рассказы Эдгара По. Они увлекают его настолько, что он всецело посвящает себя изучению американского писателя и переводу его причудливых произведений на французский язык. Б. почувствовал в По родственную душу.
Во время революции 1848 г. Б. сражался на баррикадах и редактировал, очень недолго впрочем, радикальную газету "Salut Public". Но политические увлечения, основанные главным образом на широко понятом гуманизме, очень скоро проходят у Б., и он впоследствии не раз презрительно отзывался о революционерах, осуждая их как верный адепт католичества. Поэтическая деятельность Б. достигает апогея в 50-х годах. Один из его близких приятелей, Евгений Магасси, тонкий ценитель литературы, взял на себя собрать отдельно печатавшиеся стихотворения Бодлера и издал их в 1857 г. под заглавием "Цветы зла" ("Fleurs du mal"). В этой замечательной книге отразилась с демонической силой настрадавшаяся душа поэта, ненавидевшего прежде всего пошлость людей. Яркими красками рисует Б. разврат цивилизации, останавливается на самых болезненных явлениях современной жизни; на высоте, с которой он смотрит на людей, нет различия добра и зла: "Я знаю, — пишет он Готье, — что в воздушных сферах истинной поэзии нет зла, равно как добра, и что этот пошлый словарь меланхолии и преступления может оправдать реакцию морали, все равно как святотатствующий доказывает религию". В "Fleurs du mal" Б. — певец растления человеческой души; мрачными красками изображает он поэтому тоску, снедающую души, пресыщенные удовольствием и стремящиеся к идеалу; любовь — не здоровое чувство молодой души, а болезненное любопытство пресыщенного воображения, искупление пороков отдельных людей и разврата всего общества; он рисует победу пошлости, не знающей подвигов самопожертвования, над душой, живущей созерцанием Божественного: наконец, гордыни, восстающей против Бога.
Неудовлетворенная жажда идеала заставляет Бодлера искать искусственных наслаждений, забвения в неестественных ощущениях. Отсюда в его "Цветах зла" культ черной Венеры, восторги перед безобразием и затем поэзия вина и гашиша. "Цветы зла" встречены были взрывом негодования; поэта обвиняли самого в разврате, который он описывал, не понимая, что за страстным презрением, с которым Б. рисует падение человека, таится глубокая любовь к идеалу добра и истины и что в гордом певце "Дон Жуана в аду" скрывается нежная меланхолическая душа, способная понимать и глубоко чувствовать малейшие оттенки чувств. Книга была признана безнравственной на суде, и ряд стихотворений исключен из нее. Лучшие умы Франции протестовали против такого близорукого решения, и сохранились письма Бальзака, Флобера, Ж. Занд и В. Гюго, высказывающих Б. свое сочувствие и приветствующих в лице его одного из величайших поэтов Франции. Лучшими пьесами сборника можно считать: "Альбатрос", "Человек и море", "Поэт", "Маленькие старушки" и др. Названные стихотворения вместе с несколькими другими переведены П. Ф. Рамшевым в "Северн. вестнике" за декабрь 1890 г. и январь 1891 г. Особенности Бодлера, выразившиеся так ярко в "Fleurs du Mal", отражаются и в его прозаических произведениях, собранных в сборники под названием "Petits poèmes en Prose" и "Paradis artificiels". В "Petits poèmes" сказывается та же болезненная, истеричная натура поэта, который бежит от толпы, борется с неумолимым врагом — тоской (l'Ennui) и проповедует опьянение как средство борьбы против ига времени. "Enivrez vous", говорит он в одной из лучших пьес сборника, "pour n'être pas les esclaves martyrisés du temps. De vin, de poésie ou de vertu, à votre guise". Из других пьес особенно хороши и характеристичны для настроения автора "Bienfaits de la lune", "L'étranger", "A une heure du matin" и др. В "Paradis Artificiels" описывается до малейших подробностей действия гашиша. Б. принадлежал к клубу гашишеров, мастерски описанному Готье в статье о Бодлере, и сам на себе испытал действия яда, о котором писал. Злоупотребление гашишем и пошатнуло его нервы и довело Б. до роковой болезни, от которой он преждевременно умер. Б. объясняет стремление людей к опьянению "жаждой бесконечного" (le goût de l'infini), а в самом опьянении видит не извращенную, а лишь сведенную к своей квинтэссенции душу, но предостерегает от гашиша, полагая, что в душе человека есть достаточно естественных средств возвыситься над пошлостью, чтобы не прибегать к яду, разрушающему организм. Последние дни свои Бодлер провел в Бельгии, где началась у него нервная болезнь, перешедшая в острый психоз, от которого он и умер в Париже, в доме умалишенных.
Б. оставил по себе глубокий след в современной литературе. Оригинальность его таланта, стоившая ему многих страданий, увеличивается истеричностью, которую он по своим же словам "развивал в себе с восторгом и ужасом". Эксцентричность оттолкнула от него толпу, но болезненное напряжение духовных сил вдвойне послужило поэту, который, по словам В. Гюго, завещал искусству новое "трепетание" ("il a doté l'art d'un frisson nouveau"). Значительную роль в поэтической личности Б. играет его дендизм, заимствованный у героев английских романов — Ловеласа и других. Б. нравится в дендизме подчинение природы искусственности, так как его собственной природе ближе была всякая болезненно извращенная вещь, чем простая, незамысловатая истина. Как истый денди, он презирает женщин: "Женщина естественна, — говорит он, — и потому отвратительна, она всегда вульгарна" и т. д. Б. усвоил себе даже внешность денди: невозмутимость, ироническую вежливость и изысканность в туалете.
Ср. A. de Fizelière et G. Decaux, "Essais de bibliografie contempor. Charles Baudelaire" (1866); Sainte-Beuve, "Causeries de Lundi", т. IX; "Nouveaux Lundis", т. I; Th. Gautier, "Notice en tète du I vol. de l'édition définitive"; Charles Baudelaire, "Souvenirs correspondence bibliographie", 1872 (avec notice d'Eug. Crèpet); Champflery, "Souvenirs et portraits de la jeunesse", 1872; Theodor de Banville, "Mes souvenirs", 1882; Max. du Camp, "Souvenirs littéraires" (т. II); Scherer, "Etudes critiques sur la littérature contemporaine" (т. IV); G. Brandes, "Hauptström. der Litteratur des XIX Jahrhunderts".
З. В.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Бодлер Шарль" в других словарях:

  • Бодлер, Шарль — Шарль Бодлер Charles Baudelaire Шарль Бодлер, фрагмент фотографии …   Википедия

  • Бодлер, Шарль — Шарль Бодлер. БОДЛЕР (Baudelaire) Шарль (1821 67), французский поэт; предшественник французского символизма. Участник Революции 1848. В сборнике Цветы зла (1857) ввел эпатирующие антиэстетические темы и образы (разложение, грязь и ужас жизни),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БОДЛЕР Шарль — (Baudelaire, Charles Pierre) ШАРЛЬ БОДЛЕР (1821 1867), французский поэт и критик, один из писателей 19 в., определивших развитие современной поэзии. Родился 9 апреля 1821 в Париже. Школьные годы Бодлера были ничем не примечательны и завершились… …   Энциклопедия Кольера

  • Бодлер Шарль — (Baudelaire) (1821 1867), французский поэт, предшественник символизма. Участник Революции 1848. В классически стройных, с эпатирующими темами и образами, стихах сборника «Цветы зла» (1857)  анархическое бунтарство, тоска по гармонии творения… …   Энциклопедический словарь

  • Бодлер Шарль — Шарль Бодлер фр. Charles Pierre Baudelaire Шарль Бодлер, фотография Этьена Каржа Дата рождения: 9 апреля 1821 Дата смерти: 31 августа 1867 Место смерти …   Википедия

  • Бодлер Шарль — Бодлер (Baudelaire) Шарль (9.4.1821, Париж, ‒ 31.8.1867, там же), французский поэт. Родился в семье участника Великой французской революции. Б. печатался с 1840; автор брошюр «Салон 1845 года» (1845), «Салон 1846 года» (1846). Участвовал в… …   Большая советская энциклопедия

  • БОДЛЕР Шарль — БОДЛЕР (Baudelaire) Шарль (1821—1867), французский поэт. Кн. стихов «Цветы зла» (1857, доп. изд. 1861 и 1869, п. 1895). Поэтич. сб. «Обломки» (1866). Статьи об изобразит. иск ве (брошюры «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года») и лит ре (в сб …   Литературный энциклопедический словарь

  • Бодлер, Шарль-Пьер — Шарль Бодлер фр. Charles Pierre Baudelaire Шарль Бодлер, фотография Этьена Каржа Дата рождения: 9 апреля 1821 Дата смерти: 31 августа 1867 Место смерти …   Википедия

  • Бодлер Шарль-Пьер — Шарль Бодлер фр. Charles Pierre Baudelaire Шарль Бодлер, фотография Этьена Каржа Дата рождения: 9 апреля 1821 Дата смерти: 31 августа 1867 Место смерти …   Википедия

  • Бодлер\ Шарль — (1821 1867), выдающийся французский поэт, переводчик и художественный критик …   Биографический словарь Франции


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»