Фредро, Александр

Фредро, Александр
(граф Fredro, 1793—1876) — известный польский драматический писатель, называемый польским Мольером. Происходил из старинного дворянского рода и воспитывался в чисто шляхетских традициях. Принимал участие во всех походах Наполеона, начиная с 1809 г. Будучи офицером, Ф. иногда развлекался сочинением стихов. Попав в Париж в 1814 г., он увлекся французской комедией; трагедия казалась ему вычурной и ненатуральной. Покинув военную службу в 1815 г. и поселившись во Львове, Ф. вращался там в высших слоях общества, подмечая смешные его стороны, но отчасти и сам подвергся влиянию окружавшей его среды; потом он поселился в имении и занялся сельским хозяйством, общественными делами и сочинением комедий. Ф. никогда не готовил себя специально для литературной деятельности; с правилами версификации познакомил его один из товарищей-офицеров во время похода; случайно также Ф. приобрел сочинения Мольера, которыми потом зачитывался.
Он не создал новой, оригинальной формы комедии, но строго держался псевдоклассических образцов; в его сочинениях, соответственно предписаниям Аристотеля и Буало, выдержаны три единства; подобно Мольеру, в его комедиях выведены не личности, а типы. Нельзя, однако, считать его только подражателем Мольера: в нем много оригинального, чисто польского или, точнее сказать, польско-шляхетского. Оригинальны типы, выхваченные им из живой действительности; комедии Ф. являются, поэтому, художественным отражением реальной жизни интеллигентных слоев польского общества первой половины XIX века. Оригинален и его юмор, чисто польский, подчас несколько грубоватый, иногда впадающий в шарж, но всегда искренний, натуральный. По выражению Брюкнера ("Geschichte der polnischen Literatur", Б., 1901), такая как у Ф. "vis comica" в славянских литературах появляется только у одного Гоголя. Язык Ф. также отличается блестящими достоинствами. Громадное большинство своих лучших произведений он написал прекрасными стихами, которые, несмотря на изредка попадающиеся галлицизмы, могут служить образцом изящной, свободной речи. Все эти особенности Ф. сделали его комедии очень популярными: они до сих пор не сходят с репертуара. Самые известные и популярные из них изданы между 1827 и 1835 гг., но в репертуар варшавского театра вошли уже с 1826 г. Обиженный несправедливой критикой Гощинского (1835), Ф. перестал издавать свои новые произведения, которые появились в печати только после смерти автора. В течение 41 года Ф. не сдавался на убедительные просьбы друзей; не переменил он своего решения и после 1865 г., когда в честь его была отчеканена медаль; не повлиял на него и успех его пьес на всех польских сценах. Оказалось, что он был прав, так как из всех восемнадцати его "посмертных" сочинений только четыре удержались в репертуаре. Хмелёвский все пьесы Ф. делит на три группы. Первую составляют водевили и фарсы, между которыми лучшими считаются "Дамы и гусары", "Тётя", "Письмо", "Первая встречная" и "Никто меня не знает". Комизм фигур и положений заставляет забывать некоторые натяжки в интриге. Вторую группу образуют комедии, отражающие жизнь полукосмополитического высшего общества. Здесь больше всего проявляется французское влияние, например в комедиях "Муж и жена", "Пан Гельдгаб" и др. Наконец, к третьей группе, в которой польско-шляхетские особенности выступают очень резко, причисляются лучшие комедии Ф.: "Пан Йовиальский", "Ссора из-за пограничной стены" и "Девичьи обеты". Особенно последняя пьеса считается шедевром польской литературы. Первым двум, отличающимся, впрочем, высокими достоинствами, несколько вредят местами шарж и сентиментальность.
Значение Ф. для польской литературы можно охарактеризовать следующими словами польского критика Козьмяна: "Ф. воскресил смех в Польше после ее падения". Большая часть польского общества, по наступлении политической катастрофы, склонна была верить, что выплачет себе лучшее будущее. Но народ не может питаться только слезами и стонами; он нуждается в здоровом, искреннем, самородном смехе — и вот, его создателем был Ф. Это историческая заслуга Ф., как писателя. Теперь польская литература изобилует жизнерадостными элементами, но комедии Ф. тем не менее сохраняют свое первенствующее место в области польской драматической поэзии, благодаря своим высоким художественным качествам. Некоторые из них переведены на французский, немецкий, хорватский и чешский языки. На русский язык переведены комедии "Дамы и гусары" (Варшава, 1873), "Одна одинехонька" (ib., 1873) и "Ссора из-за пограничной стены" (ib., 1875).
И. Л.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Фредро, Александр" в других словарях:

  • Фредро, Александр — Александр Фредро Aleksander Fredro …   Википедия

  • Фредро Александр — (Fredro) (1793 1876), польский драматург. Комедии «Пан Гельдхаб» (1821), «Дамы и гусары» (1825), «Девичьи обеты, или Магнетизм сердца» (1833), «Месть» (1834), «Пожизненная рента» (1835) о быте и нравах польской шляхты отмечены драматургическим… …   Энциклопедический словарь

  • Фредро Александр — Фредро (Fredro) Александр (20.6.1793, Сурохув в Галиции, 15.7.1876, Львов), польский драматург. Родился в семье помещика. Получил домашнее образование. Печатался с 1816 (стихи и поэмы). С 1817 ставятся комедии Ф.; известность ему принесла… …   Большая советская энциклопедия

  • ФРЕДРО Александр — ФРЕДРО (Fredro) Александр (1793—1876), польский драматург. Комедии в стихах «Пан Гельдхаб» (пост. 1821), «Муж и жена» (пост. 1822, опубл. 1823), «Иноземщина» (пост. 1824); фарсово гротескные комедии «Новый Дон Кихот, или Сто безумств» (пост …   Литературный энциклопедический словарь

  • Фредро Александр — (граф Fredro, 1793 1876) известный польский драматический писатель, называемый польским Мольером. Происходил из старинного дворянского рода и воспитывался в чисто шляхетских традициях. Принимал участие во всех походах Наполеона, начиная с 1809 г …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Фредро — О …   Википедия

  • ФРЕДРО (Fredro) Александр — (1793 1876) польский драматург. В комедиях Пан Гельдхаб (1821), Дамы и гусары (1825), Девичьи обеты, или Магнетизм сердца (1833), Месть (1834), Пожизненная рента (1835) о быте и нравах польской шляхты драматургическое мастерство, меткость… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фредро — (Fredro)         Александр (20.6.1793, Сурохув в Галиции, 15.7.1876, Львов), польский драматург. Родился в семье помещика. Получил домашнее образование. Печатался с 1816 (стихи и поэмы). С 1817 ставятся комедии Ф.; известность ему принесла… …   Большая советская энциклопедия

  • Фредро, Ян Максимилиан, граф Плешовиц — род. в Галиции в 1784 г., умер в Париже 2 марта 1845 г. В 1806 г. Ф. вступил в военную службу и вскоре был назначен адъютантом при кн. Понятовском, а в 1813 г. произведен в полковники и назначен командиром французского егерского полка. После… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Фредро А. — ФРÉДРО (Fredro) Александр (1793–1876), польск. драматург. В комедиях Пан Гельдхаб (1821), Дамы и гусары (1825), Девичьи обеты, или Магнетизм сердца (1833), Месть (1834), Пожизненная рента (1835) о быте и нравах шляхты – драматургич.… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»