Богоявление

Богоявление
(επιφάνεια, τα' έπιφάνια, τα' θεοφάνια) — великий двунадесятый праздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня; так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане (Матф. 3, 13—17; Марк 1, 9—11; Лук. 3, 21—22). Первое же название усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, и Св. Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечерие этого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестили оглашенных, и поэтому праздник называли праздником светов, праздником просвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие Крещения Спасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарь Крещения: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение..". Церковное празднование Богоявления как праздника великого продолжается двенадцать дней, 2—14 января. Ближайший перед праздником воскресный день называется неделею перед Просвещением. В праздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: в навечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того и другого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник или Сочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящение воды (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие в церкви и в самый праздник вне церкви на реках, прудах и колодезях. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящение в этот день на древнем русском языке называлось водокрещением. Богоявленская, или Крещенская, вода издревле считалась великою святынею (агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года, ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни и дают пить тем, кто по каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению.
С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялись представления о нескольких священных событиях. На Востоке он праздновался, по свидетельству Климента Александрийского, с II века в воспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому событию приурочивали его даже гностики, последователи Василида, понимая самое событие, конечно, в духе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении Б. праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг. восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днем торжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Τα φωτα, ήμέρα των φώτων, φωτα τοΰ Χριστοΰ"; потому что этими словами обозначалось Крещение. Со временем Крещения совпадает время вступления Христа на общественное служение; поэтому с праздником стали соединять представление о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св. Духом при Крещении. Чудо в Кане Галилейской было первым откровением Мессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником, и название Епифания стало указывать собственно на крещение, а Феофания — указывало собственно на Чудо. Далее: 6-е января в Египте считали днем Рождения Христа и, таким образом, вместе с явлением Мессии воспоминали и вообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представление распространилось на Востоке, тем удобнее, что до конца IV века не было определено время празднования Рождества Христова. Таким образом, с одним днем соединялось троякое воспоминание: О вступлении Мессии на общественное служение, Откровение его достоинства в первом Чуде и, наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались те же, и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначают и Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иероним выразительно говорит, что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Может быть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа и на Востоке перенесли на 25-е декабря, а 6 января воспоминали Крещение Христа и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие о праздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан, впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. вместе с другими христианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник — Dies epiphaniorum, Dies apparationis или apparationum — и праздновали 6-го янв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т. е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которого являются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то и праздник получил на Западе название — праздник царей (festum regum) или праздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо в Кане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось мало внимания, они перед поклонением волхвов отступили на задний план.
П. В.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Богоявление" в других словарях:

  • БОГОЯВЛЕНИЕ — (Богоявление), (Б прописное), Богоявления, ср. (церк.). Один из христианских праздников то же, что Крещение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • богоявление — крещение господне Словарь русских синонимов. богоявление сущ., кол во синонимов: 4 • водокреща (4) • …   Словарь синонимов

  • БОГОЯВЛЕНИЕ — (греческое epiphaneia), одно из названий христианского праздника Крещения. Название связано с тем, что во время крещения Иисуса Христа произошло явление всех лиц святой Троицы …   Современная энциклопедия

  • Богоявление — (epijaneia, epijania, ta Jeojania) великий дванадесятыйпраздник, 6 го января, иначе называется праздником Крещения Господня;так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна вИордане (Матф. 3, 13 17. Марк 1, 9 11. Лук. 3, 21… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Богоявление — (греческое epiphaneia), одно из названий христианского праздника Крещения. Название связано с тем, что во время крещения Иисуса Христа произошло явление всех лиц святой Троицы.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Богоявление — Поклонение волхвов на картине Мурильо …   Википедия

  • Богоявление — я; ср. Одно из названий христианского праздника Крещения Господня. ● Во время крещения Иисуса Бог сошёл с небес в виде голубя, что укрепило присутствующих в вере в божественную суть Иисуса Христа. * * * Богоявление см. Крещение Господне. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Богоявление — ср. Одно из названий христианского праздника Крещения Господня, установленного согласно евангельскому преданию в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан, в момент которого Бог Отец свидетельствовал, а Бог Дух Святой сошел в виде голубя, и… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Богоявление —  • English: Theophany    Физическое проявление Бога. Иногда означает явление Христа, богоявление относящиеся к явлению Христа в человеческом обличии в Ветхом Завете (Бытие 18, Судей 6) …   Словарь богословских терминов

  • Богоявление (значения) — Богоявление многозначный термин: Богоявление один из древнейших христианских праздников. Населённые пункты Богоявление село в Троицком административном округе Москвы. Богоявление село в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области.… …   Википедия

  • Богоявление в католической церкви — В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II века и отмечался вместе с Рождеством. Изначально праздник был посвящен воспоминанию трех евангельских событий: Рождества Христа, поклонения волхвов, а также Крещения Христа в Иордане… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»