- Софроний, иерусалимский патриарх
-
патриарх иерусалимский († в 641 или 644 г.), знаменитый противник монофизитства. Род. в Дамаске; в Александрии учился риторике и философии. В ранней юности принял монашество и жил в монастыре, под руководством агиографа Иоанна Мосха. Лишенный было зрения, он молитвой пред мощами мучеников Кира и Иоанна исцелился. С. принимал деятельное участие в борьбе александрийского патриарха Иоанна Милостивого с монофизитами. Когда же монофизитам удалось все-таки вступить в единение с церковью, С. отправился с Мосхом в Рим, где Мосх окончил свой знаменитый Лимонарь (см.), который и передал в распоряжение своего друга. После смерти Мосха, С. прибыл в Иерусалим, где скоро был избран сам в патриархи (634 г.). В продолжавшемся споре монофизитском (см.) С. был неумолимо непреклонен и деятельно рассылал обличающие монофизитство грамоты. Между прочим, собрав 600 мнений отцов церкви, где обличалась эта ересь, послал этот сборник папе Геласию. Он не отступил ни от одного из своих мнений, несмотря на доводы монофизитского собора (633 г.), на покровительство императора Ираклия, на великое множество монофизитов. От С. сохранилось большое количество сочинений и он признается одним из первоклассных богословов-догматиков, хотя противники называли его софистом. Кроме соборного послания (издано в актах VI вселенского собора), содержащего: учение о Троице (т. е. и о Духе св.), о воплощении Бога Слова, причем доказывается единство ипостаси (против Нестория) и двойство естеств (против Евтихия), замечательны его слова: 1) на крещение Спасителя — апология двух естеств в Иисусе Христе, а вместе — учение о двух действиях и волях; 2) о кресте (два слова изданы Гретцером), во втором из них излагается еще учение о посте и о празднике поклонению кресту среди нашего великого поста; 3) апология Василию Великому относительно толкования им слов:φύσος καί ούσιά; 4) на Сретение; 5) слово о Иоанне Крестителе; как видно из него — говорено в начале литургии, на литургии оглашенных, как говорил и Златоуст; 6) слово в похвалу св. Марии Египетской, из которого приводятся в подлиннике слова в деяниях VII вселенского собора; 7) сказание о жизни мучеников Кира и Иоанна; 8) высоко ценится богословами его "Объяснение на литургию", издано не в полном виде, так как в списке Маи, с которого сделан и русский перевод, конца не доставало; 9) "Трипеснцы" С. найдены в ватиканской Триоди XIII в. и содержат еще песнопения Дамаскина, Иосифа и Федора Студитов, Антония и Климента и императора Льва; начинаются днями великого поста и оканчиваются праздником вознесения; 10) тропари или самогласны стихиры для часов предпразднества Рождества Христова, с полным чином часов; 11) чин часов великого пятка со стихирами, не совсем сходный с нынешним; 12) стихиры на водоосвящение в день Богоявления; 13) еще в сане иеромонаха С. пересматривал и исправлял "устав монастыря Саввы Освященного"; 14) очень ценятся стихотворные произведения (изд. Майо 19 песней С. в греческом тексте; у него же критика Петра Майоранчи на "оды" С.).См. Лебедев, "История вселенских соборов"; Ф. Терновский, "Греко-восточная церковь в период вселенских соборов" (Киев, 1883).Н. Б.—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.