Сор (в обрядах)

Сор (в обрядах)
в поверьях и обрядах, играет роль таинственного талисмана. В некоторых местах Полтавской губ., начиная от вечера Богатой кутьи до нового года, выметая избу, С. не выбрасывают вон, а собирают в одно место и в новый год выносят его до восхода солнца в сад и сжигают ("Маяк", 1843, XI, 39). С переходом в новый дом или на квартиру, на прежней выметают и выбрасывают С., чтобы не оставить доли в покинутом доме, и затем горсть С. переносят в новый дом и бросают его в передний угол (Kopernicki, в "Zbiór wiadom.", XI, 203). Выбрасывают С. до захода солнца. Употребляют С. в гаданиях: берут на "смитныку", не глядя, какую-нибудь выброшенную вещь и по ней гадают, кто будет мужем, сапожник, плотник или кто другой (Ящуржинский в "Киев. Стар.", 1888, XI, 63). В Казанской губ. девушки гадают, имея в руках горсть С. (Можаровский, "Святочные песни, игры и гадания", 102); но преимущественно употребляют у некоторых народов С. на свадьбах, на что в Малороссии намекает лишь пословица "на смитныку женывся" (Номис, "Присказки", § 8819). Чтобы понять значение этого выражения, нужно принять во внимание, что у древних индусов молодая при входе в дом мужа становилась на кучу С. (Weber, "Ind. Stud.", V, 371), а в западной Германии молодую в доме новобрачного обводят вокруг кучи С. (Wuttke, "Volksabergl", 351). Основное значение обрядового употребления С. у русского и др. индоевропейских народов достаточно объясняется следующим древним индусским свадебным обрядом и относящимся к нему изречением: на кучу С. клали камень; на него клали немного травы, и муж возводил новобрачную на камень, приговаривая: "Для тебя, жена, держу я счастливый и целебный твердый камень в лоне божественной земли" (Weber, "Ind. Stud.", V, 395). С. служил тут символом земли, и обрядовое его употребление обусловлено религиозным почитанием земли, а что такое почитание земли было некогда свойственно и русскому народу, видно из многих других малорусских обрядов и поверий, например из запорожского обычая мазать грязью лицо вновь выбранного в кошевые атаманы, из поверья, что от некоторых болезней полезно съесть немного земли, из клятвы землей и т. п.
Н. С—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Сор (в обрядах)" в других словарях:

  • Смолы и бальзамы — Содержание: Общее понятие о С. Классификация. Внешний вид и свойства. Химический состав. Анализ. Описание С. Общее понятие о смолах. Под именем С. собраны в общий отдел своеобразные, обладающие некоторыми общими свойствами продукты выделения… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Зерно — среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения, символ жизни, согласия, благополучия, обилия и богатства, обычный компонент мн. рус. обрядов. В представлениях народа З., содержащее в себе зародыш будущей жизни, способствовало пост.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Пословица — сжатое, общеупотребительное изречение, живущее в народной речи. Содержание пословиц настолько разнообразно, что дать их определение на основании этого признака едва ли возможно; обыкновенно это общее суждение или наставление, относящееся к какой… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Приметы — примеченные человеком, непонятные для него, но постоянные отношения между какими нибудь часто повторяющимися явлениями или событиями в нравственном или физическом мире. Наблюдая эти явления, но не понимая отношения между причиной и следствием,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»