Сильвестр, священник

Сильвестр, священник
священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление С. в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода митр. Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил появление С. в Москве кн. Курбский: увлеченный библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину исправления молодого царя под влиянием С. Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин, изобразив С. являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 г. "с подъятым, угрожающим перстом" и с пламенною обличительною речью. В этой речи С., по словам Курбского, указывал Иоанну на какие-то "чудеса и аки бы явления от Бога", причем Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные або так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие". К подобному "благокознению" С. прибег, по объяснению Курбского, с тою же целью, с какою отцы иногда стараются подействовать на своих детей "мечтательными страхами". Каковы были чудеса, о которых рассказывал С., мы не знаем, но что это педагогическое средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн, упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах". Д. П. Голохвастов и арх. Леонид полагают, что указанными "страшилами" могли быть те примеры из библейской, византийской и русской истории, которые приведены в послании С. к Иоанну, находящемся в так наз. Сильвестровском сборнике. Как бы то ни было, влияние С. на молодого царя началось с 1547 г. Духовником царя С. не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна С. не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского С. наряду с Адашевым являлся передовым вождем "избранной рады". В 1553 г. начинается "остуда" царя к С. из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 г. С. окончательно удаляется от двора, так как царь уже вполне утвердился в подозрении, что бояре, "подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертию света сего лишить, и воцарить вместо его чужого". Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии, происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей С. постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей "Истории", что С. был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками. Год смерти С. неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 г., но прочных оснований для нее не указывает. Умер С. в Кирилловом монастыре, а не в Соловках, судя по тому, что его "рухлядь" пошла на помин его души именно в Кириллов монастырь. После С. в этих двух монастырях остались некоторые рукописи, пожертвованные им еще до опалы. Такого рода пожертвования подтверждают известие о любви С. к просвещению. Из собственных его сочинений известны два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому, одно — разъясняющее ему обязанности царского наместника, а другое — утешительное после опалы, а также упомянутое выше послание к царю, отличающееся яркостью образов и энергией увещания. Важнейшим трудом С. следует признать редакцию "Домостроя". В этом замечательном памятнике литературы XVI века, несомненно, С. принадлежит 64-я глава, "Послание и наказание от отца к сыну", называемая "Малым Домостроем" и отличающаяся преимущественно практическим характером; С. старается внушить своему сыну житейскую мудрость, доходя в этом отношении иногда до крайности. Это было причиной весьма сурового отзыва Соловьева, указавшего, что все христианские добродетели понимаются С. с точки зрения материальной пользы и в его советах сквозит человекоугодничество, которое не может быть осуществлено без сделок с совестью. Что касается предшествующих глав "Домостроя", то они, вероятно, не были собственным произведением С., а явились результатом постепенного накопления правил, касавшихся обязанностей религиозных и семейно-общественных, а также домашнего хозяйства. По мнению проф. Некрасова, "Домострой" сложился в Новгороде и изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские возражения со стороны г. Михайлова, который указал в "Домострое" много черт чисто московских, а те особенности, которые признавались г. Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной степени и в московском быту. Такое же разногласие существует и относительно редакций "Домостроя": г. Некрасов признает древнейшей редакцией список Общества истории и древностей, а список Коншинский считает московской (принадлежащей С.) переделкой памятника; г. Михайлов считает первоначальной (принадлежащей С.) редакцией Коншинский список как представляющий большую стройность и внешнюю, и внутреннюю, чем список Общества, который является в некоторых частях не совсем умелой компиляцией. Во всяком случае участие С. в составлении "Домостроя" не отвергается исследователями, но вопрос о степени этого участия еще нельзя считать окончательно решенным; указания г. Михайлова на сравнительную древность редакций памятника более обоснованы, чем заключения г. Некрасова, но требуют еще дальнейшей разработки. Не решен также вопрос, как понимать "Домострой": есть ли это идеал, к которому стремилась русская жизнь XVI в., или прямое отражение действительности? Из источников "Домостроя" многие указаны г. Некрасовым: это — Св. Писание, творения отцов церкви, "Стослов" Геннадия и др. Г. Некрасовым рассмотрены также и аналогичные "Домострою" произведения литератур западных и восточных; но, в сущности, такие сравнения, указывая на сходство или различие отдельных черт, ничего не дают для объяснения происхождения самого памятника. То же надо сказать и о попытке г. Бракенгеймера провести параллель между нашим "Домостроем" и одним византийским литературным произведением. По содержанию "Домострой" делится на три части: 1) "о строении духовном"; здесь излагаются правила религиозного характера, рисуется аскетический идеал "праведного жития"; наставления регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) "о строении мирском" — ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами; в этих правилах отражается грубость нравов, развившаяся у нас под влиянием татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плётка по отношению к жене и сокрушение ребер младенцев как воспитательное средство совсем не были чужды и западноевропейским нравам; 3) "о строении домовном" — множество мелочных наставлений по части домашней экономии. — См. Голохвастов и арх. Леонид, "Благовещенский иерей С. и его писания" (М., 1874); еп. Сергий (Соколов), "Московский благовещенский священник С. как государственный деятель" (М., 1891); "Сборник госуд. знаний", т. II (статья Замысловского, СПб. 1875); Некрасов, "Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского "Домостроя" (М., 1873); "Журн. Мин. нар. просв.", т. 261, 262, 263 и 270 (статьи г. Михайлова и ответ г. Некрасова); Бракенгеймер, "Άλεξίον Κομνηνου ποίημα παραιν ετικόν в сравнении с русским Домостроем" (Одесса, 1893); Ключевский, "Два воспитания" ("Рус. мысль", 1893). Издания Домостроя — 1849 г. во "Временнике" Моск. Общ. Ист. и Древн. (Голохвастова), 1867 г. (Яковлева, СПб.) и 1887 (Одесса). Послания С. изданы Н. И. Барсовым в "Христ. чт.", 1871 г. Важна также статья И. Н. Жданова "Материалы для истории Стоглавого собора" ("Журнал Мин. народн. пр.", 1876).
А. Бороздин.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Сильвестр, священник" в других словарях:

  • Сильвестр (священник) — Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года (Павел Плешанов, 1856 год) …   Википедия

  • Сильвестр (священник московского Благовещенского собора) — Сильвестр священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI века. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нём в Царственной книге относится к 1541 году, когда он будто бы ходатайствовал об… …   Биографический словарь

  • Сильвестр, Священник — Священник Московского Придворного Благовещенского Собора, новгородец родом и в Новгороде долго священствовавший, в 1547 году вызван был Московским Митрополитом Макарием в Москву, как муж примерного благочестия и добродетелей, для собеседований и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Сильвестр, священник Благовещенского собора — священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его неизвестно, и первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он, будто бы, ходатайствовал об освобождении князя… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Сильвестр священник Благовещенского собора — священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сильвестр \(Спиридон\), священник Благовещенского собора — Сильвестр (в иноках Спиридон) (ум. до 1577) – священник Кремлевского Благовещенского собора, автор посланий, Жития княгини Ольги, автор или составитель «Домостроя», владелец келейной библиотеки. Едва ли о каком деятеле XVI в. высказывались в… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • СИЛЬВЕСТР — (? ок. 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. С 1560 в опале, постригся в монахи. Автор особой редакции Домостроя и мн. посланий. Собирал рукописные …   Русская история

  • СИЛЬВЕСТР — (? около 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Был близок к царю Ивану IV (с 1547). Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи …   Современная энциклопедия

  • СИЛЬВЕСТР — (? ок. 1566) священник московского Благовещенского собора с кон. 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сильвестр — I (?  1123), игумен Михайловского Выдубецкого монастыря, с 1118 епископ Переяславля (южного); писатель. Будучи близок к Владимиру Мономаху, играл видную роль в церковных и политических делах Древнерусского государства. Один из составителей… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»