- Россия. Русская наука: Науки инженерного и строительного искусства
-
При насаждении наук в Р. в эпоху Петра Великого, любившего строительное дело, пришлось начать с переводов иностранных сочинений по разным предметам. В Москве напечатана была по повелению государя книга под заглавием "Архитектура воинская, гипотическая и еклетическая, то есть верное наставление, как разными немецкими, французскими, галанскими и итальянскими манерами. С добрым прибытком, так в регулярной, как в иррегулярной фортификации пользоваться возможно и т. д.... изъявлено от публичного проф. (Леонарда Христофора) Штурма. Москва лета 1709". Затем в течение XVIII стол. переводились на русский яз. архитектурные сочинения, считавшиеся тогда классическими: Виньола, Витрувия, Палладио, большей частью с немецких или французск. переводов, с значительными сокращениями. Наиболее полным был перевод Витрувия, с французского перевода Перро, изданный В. Баженовым в течение 1790—1797 гг., в 10 книгах. К тому времени потребность в правильной организации строительного дела в государстве привела к учреждению для этой цели правительственных органов. Учрежденная при императрице Анне Иоанновне "Канцелярия Перспективной дороги" для сооружения дороги между СПб. и Москвой, в 1775 г., под названием "Канцелярия от строения Государственных дорог", заведовала уже всеми большими дорогами в государстве. В 1797 г. имп. Павел I учредил департамент водяных коммуникаций, который после нескольких преобразований превратился сначала в главное управление, а затем министерство путей сообщения. С возникновением этого ведомства совпадает во времени начало самостоятельной деятельности русской мысли на инженерном поприще. В 1799 г. напечатано было в Петербурге "Описание представленного на чертеже моста, простирающегося из одной дуги на 140 саженях..." известного механика-самоучки И. П. Кулибина (см.). В 1806 г. Томон издал в Петербурге на французском языке собрание чертежей главнейших памятников, построенных в Петербурге и других городах ("Recueil de plans et façades des principaux monuments construits à S. Pétersbourg..."). С другой стороны, русские зодчие и любители старины стали изучать, описывать и снимать планы и чертежи старинных церквей, дворцов и других памятников и таким образом положили начало правильной разработке древностей строительного искусства. В 1809 году напечатана книга П. Валуева "Исторические сведения из летописей отечественных и преданий изустных, извлеченные о селе Коломенском...". Киевский митрополит Евгений Болховитинов (см.) издал в 1825 г. ценное "Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии" с приложением планов, а в 1826 г. "Описание Киево-Печерской лавры", также с планами. Деятельность графа Н. П. Румянцева и учреждение археологических обществ в Р. упрочило исследование русских древностей, в том числе и старинных строений. А. Шмит в 1827 г. снял с натуры развалины зданий древней столицы болгарского царства близ села Успенского, в Казанской губернии, издав свой труд в 1832 г. под названием "Архитектурные чертежи древних болгар" (Москва). К этой местности относятся позднейшие исследования Юрткульского и Шпилевского. Из трудов А. Г. Глаголева издана была одна только тетрадь "О русских крепостях", с атласом в 35 листов (СПб., 1838). "Памятники древности во Владимире на Клязьме" (М., 1849) описаны были В. И. Доброхотовым и графом С. Г. Строгоновым. Ф. Рихтер напечатал снятые с натуры, в планах, фасадах и разрезах, с деталями украшений, каменной высечки и живописи, "Памятники древнего русского зодчества" (М., 1851—56). Из частей "Древностей Российского государства", издавшихся по высочайшему повелению Солнцевым, отделение VI посвящено памятникам древнего русского зодчества. Труды Д. И. Гримма, знатока церковных построек византийского стиля, изданы А. Беггровом под названием: "Памятники византийской архитектуры в Грузии и Армении" (СПб., 1859—64). Впоследствии Гримм издал "Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении" (СПб., 1866), имеющие весьма важное значение для истории искусства. Трудами по древнему зодчеству занимались также В. В. Суслов (изд. Акд. худ., 1895—98) и др. См. Россия. Искусство.Выше было упомянуто, что строительная деятельность правительства стала сосредоточиваться в ведомстве путей сообщения. В этом же ведомстве получила начало, выросла и окрепла русская наука инженерного искусства. В 1810 г. открыт Институт инженеров путей сообщения. Первыми профессорами института, начальником и директором его были приглашенные из Франции инженеры Бетанкур, Сенновер, Фабр, Базен, Потье и Дестрем. Тогда же выписаны были из Парижа "лучшие иностранные сочинения, до наук инженер-гидравлика относящиеся". В 1820 г. были вызваны из Франции инженеры Рокур, Ламе и Клайперон. В первые годы существования института часть окончивших в нем курс инженеров оставлялась при нем в качестве преподавателей и профессоров. Лекции читались сначала на французском языке. Я. А. Севастьянов, преподававший после Потье начертательную геометрию и математику, первый стал употреблять на лекциях русский язык. Им же издан первый на русском языке курс начертательной геометрии (Потье, "Основы начертательной геометрии", перевод Севастьянова, СПб., 1816; его же "Приложение начертательной геометрии к рисованию", перевод Севастьянова, СПб., 1818), которая, вообще, кроме Института инженеров путей сообщения, нигде тогда еще в России не преподавалась. В 1818 г. Потье и Севастьянов издали новую книгу, под заглавием "Начальные основания разрезки камней" - "Traité de la Coupe des Pierres". Затем Севастьяновым самостоятельно было издано несколько сочинений по начертательной геометрии и ее приложениям (последнее в 1834 г.). После него по начертательной геометрии писали Галактионов, Зеленый, Киндерев, Сомов и др. Одним из ближайших преемников Севастьянова по кафедре начертательной геометрии в институте был А. Х. Редер, после которого остались следующие труды (литографированные): 1) "Теория ортогональных проекций", 2) "Теория проекций с числовыми отметками или дополнительными числами", 3) "Линейная перспектива" и другие. В 1870 г. появился обширный труд Н. А. Макарова, выдержавший несколько изданий. В 1892—1897 гг. издан полный курс начертательной геометрии профессора В. И. Курдюмова, по обширной программе, со включением метода аксонометрических проекций. По предложению Бетанкура профессора института занимались исследованиями над сопротивлением растворов и материалов (Рокур совместно с Ламе и Клайпероном). "Журнал Мин. путей сообщ." начал выходить с 1824 г. на русском и французском языках. В нем помещались преимущественно труды профессоров. Стали издаваться и отдельные сочинения по разным отраслям строительного искусства, и для руководства строителей печатались образцовые чертежи разных категорий сооружений. Таковы, напр., "Чертежи деревянным мостам, для устроения по большим дорогам в России, с присовокуплением таковых же и ледорезам; сочинено при главном управлении путей сообщения" (СПб., 1816). Первая, по-видимому, русская книга, трактующая о водных путях России, напечатана в Амстердаме. Эта книга Корнелия Крюйса "Прилежное описание реки Дона, или Танаиса, Азовского моря, или Езера Меотийского, Понта Евксинского, или Черного моря" (Амстердам, 1669, с картами), посвященная проекту соединения Волги с Доном, к исполнению которого приступлено было Петром Великим, но который остался неоконченным вследствие начавшейся войны со Швецией. Книга Крюйса, впрочем, была издана также на голландском языке. Другая мысль Петра Великого, устройство Тверецкого канала, была им же осуществлена, и этим был создан Вышневолоцкий водный путь, впервые соединивший воды Каспийского моря с Балтийскими. В состав этого пути входит р. Мста, весьма затруднительная для судоходства и сплава своими порогами, подводными камнями и извилистым быстрым течением. Улучшение судоходных условий этой реки было одной из первых задач русских инженеров начала этого столетия. Особенно большую память оставил по себе на Вышневолоцкой системе инженер И. И. Корицкий, который изобрел, между прочим, ныне еще употребительные в той же конструкции так называемые упругие заплыви. Они представляют собой громадные, составленные из бревен, окованных железом, пружины, предупреждающие удар судов или плотов в каменистый берег реки, и ставятся ниже поворотов в тех местах, где суда быстрым течением наносятся на берег. Описание их дано в 1824 г. (Корицкий, "Прожектный и отчетный чертежи упругих заплывей на р. Мсте при урочище Толще и пороге Лестнице"). Работы других инженеров, трудами которых созданы были существующие в настоящее время три системы, соединяющие р. Волгу с Невой, и прочие искусственные водные пути России, а также производились разные улучшения на Волге и на других реках и в портах, большей частью описывались в "Журнале Министерства Путей Сообщения", на страницах которого и обсуждались вызываемые практикой вопросы, интересовавшие русских гидротехников и строителей. Инженерные работы в России получили большое развитие при импер. Николае I. По части научной разработки вопросов, касающихся улучшения водных путей, к эпохе императора Николая I относятся капитальные труды И. Ф. Штукенберг, содержащие гидрографическое, статистическое и техническое описание русских водных путей, как естественных, так и искусственных: "Beschreibung aller im russischen Reiche gegrabenen oder proejektirten schiff- und flossbaren Canale..." (СПб., 1844—49).В Москве первый водопровод был построен, как можно полагать, при царе Михаиле Федоровиче. В 1633 г. англичанин, часовых дел мастер Галловей, поднял воду из Москвы-реки в Свиблову башню и провел ее оттуда в поварни государевых Ситного и Кормового дворцов (Киприянов, "Описание Моск. губ."). В 1829 г. напечатан в Москве "Прожект о проведении воды в столичный город Москву, учиненный генерал-лейтенантом фон-Бауером июня 24 дня 1780 г.". Первый курс водопроводов на русском языке составлен был инженером бароном А. И. Дельвигом. Его "Руководство к устройству водопроводов" (М., 1856), обнимающее теоретическую разработку относящихся к водопроводам частей гидравлики с дополнениями на основании собственной практики автора, удостоен был Демидовской премии. Им было издано несколько других отдельных сочинений и печатались статьи в "Журн. Мин. путей сообщения". Работами по улучшению московского водопровода, сооруженного во времена Екатерины и пришедшего к началу 40-х гг. в полную ветхость, Дельвиг стяжал себе известность. В конце 50-х и начале 60-х гг. стали появляться книги, посвященные вопросам о водоснабжении отдельных городов. Следующим руководству по устройству водопроводов, после сочинения Дельвига, была книга А. И. Штукенберга "Водопроводы с принадлежащими к ним сооружениями. Предположение и устройство, применяясь преимущественно к водоснабжению городов" (СПб., 1872; второе исправленное изд. СПб., 1878). В настоящее время теоретические и практические вопросы, относящиеся до водоснабжения, разрабатываются собирающимися периодически водопроводными съездами (отчеты печатаются в трудах съездов). Курс водопроводов профессора В. Е. Тимвиова печатается в "Сборнике", издаваемом институтом инженеров путей сообщения. Второй выпуск этого курса, "Водоснабжение железнодорожных станций", напечатан в 1898 г. В том же сборнике помещаются материалы, относящиеся до соседних с водоснабжением отраслей гидротехники: орошения, осушения земель и городским водостокам.Осушение болотистых полей имеет большое значение для многих местностей России, а потому наши инженеры стали интересоваться сравнительно рано этой задачей. В 1810 г. напечатан в Петербурге труд Г. Энгельмана "Теоретическое и практическое руководство к осушению угодьев", с 30 листами чертежей, а в 1827 г. появилась книга Афанасия Стойковича "Систематическое изложение способов обезводнения мокрой, болотистой почвы и осушения топей" (СПб.). Особые топографические условия Кавказского края выдвинули вопросы об ирригации и обводнении (труды М. Н. Герсеванова и др.), а также о предохранении от наводнений плоских берегов рек, имеющих высокие паводки. Этим предметам посвящены многие статьи в "Журнале Мин. путей сообщения" прежних лет. После большого наводнения, бывшего в Петербурге в 1824 г., вопрос о различных мерах для предохранения столицы от громадных бедствий, вызываемых наводнениями, не переставал занимать русских инженеров, хотя эту трудную задачу не удалось решить и до настоящего времени. Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Петербурге до 1824 г., напечатано было в 1826 г. В. Н. Берхом. Первые проекты предохранения Петербурга от наводнений представлены были полковником Дестремом, академиком Петровым, архитектором Модюи, англичанином Гуллетом, профессором Парротом, генералом Базеном, а затем французским инженером Дефонтеном. Критический разбор предложенных проектов напечатан в 1825 г. В. Киприяновым. В настоящее время вопрос этот вновь рассматривается, и обзор всех предложений по этому предмету напечатан недавно инженером В. В. Саловым. Другой вопрос, касающийся также благоустройства Петербурга и до сих пор оставшийся неразрешенным вследствие трудных местных условий, зависящих от низменного расположения города, а именно предположение о канализации столицы, также имел прямое влияние на научную разработку этой части гидротехники. В 1856 г. появилось в печати сочинение А. Н. Беспалова "Водостоки". Русские системы водостоков, преимущественно в применении к Петербургу, предложены были Михаилом Поповым ("К вопросу о канализации С.-Петербурга правильными водостоками в связи с улучшением мостовых" М. Попова, СПб., 1870), и инженер-технологом Александром Буровым. Способ Бурова — отвод концентрированных нечистот из общих выгребов с помощью разряженного воздуха — применен был, начиная с 1872 г., к очищению некоторых общественных зданий СПб. и описан в современных брошюрах, а также в издававшихся после того курсах водостоков.В 1830—40 годах правительством были изданы и отчасти сделаны обязательными к руководству строителей образцовые чертежи зданий, сооружений и их деталей. В 1835—36 годах изданы были собрания чертежей по части строительного искусства, составленных Евреиновым, Кербедзом, Буттацом, Демидовым, Ястржембским и Данненштерном. В 1843 г. изданы "Нормальные чертежи деревянных мостов различных конструкций на каменных и на деревянных быках и устоях, с подробным изображением способов сопряжений составных частей". В отличие от заграничных балочных и подкосных мостов — все русские деревянные мосты построены из круглого леса, что требует особого искусства при устройстве врубок и сопряжений, но зато придает мосту более красивый вид и содействует прочности. Также был издан атлас образцовых чертежей деталям строений, высочайше утверждены образцовые фасады для частных домов в городах и для сельских строений. В 1851 г. появляется в печати замечательная по полноте и весьма ценная как руководство "Гражданская архитектура" А. К. Краеновского, с атласом чертежей на 10 листах. Наиболее полным курсом является перепечатанная теперь вторым изданием "Гражданская архитектура" М. Е. Романовича (4 т., 2887 черт. в тексте и атлас в 115 листов). По специальной архитектуре, кроме изданных многих переводных сочинений, оригинальной обработке русских строителей подверглись те отделы, которые вследствие национальных или климатических особенностей не могли ограничиться усвоением западноевропейских образцов. Поэтому, не говоря здесь об архитектуре церквей, русские зодчие старались стилизировать в национальном вкусе возводимые ими строения, что оказалось возможным особенно для деревянных зданий. Образцами могли служить крестьянские избы и отчасти городские деревянные строения великорусских губерний благодаря любви русского крестьянина к затейливому украшению своего жилища. Таким образом были выработаны фасады и планы деревянных домов и дач в русском вкусе. Не перечисляя изданий, упомянем об некоторых более старых авторах: Жуковский, Кутепов, Лем, Муханов, Панов, Рудольский, Шишков, Шрейдер и Федосеев. Некоторые из составителей руководств по постройке деревянных домов, как, напр., последний из упомянутых авторов ("Руководство к построению деревянных домов", изданное В. Федосеевым, СПб., 1831) ограничивались, впрочем, заимствованием с иностранного или же воспроизведением чертежей домов, построенных в России, но без отпечатка национальной самобытности. Бедствия от пожаров, пожирающих в деревянной России ежегодно много домов и селений и разоряющих крестьянское население, заставили русских строителей придумывать новые типы так называемых экономических построек для сел и деревень, которые соединяли бы дешевизну с несгораемостью. Для этого составлены были проекты глинобитных, земленабивных, песчано-цементных (Дафнер, Бланк, Пальшау, Кербедз и др.) строений. Импер. Павел в 1797 г. повелел учредить в селе Никольском Новоторжского уезда училище землебитного строения "для доставления сельским жителям здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ и в соблюдение лесов в государстве". Одновременно с учреждением училища в селе Никольском, о дальнейшей судьбе которого ничего не известно, было выстроено в Гатчине земляное битое строение "Приорат". В начале сороковых годов выстроены опытные глинобитные постройки в Горках, на ферме м-ства государственных имуществ; в 1847 г. м-во издало и разослало бесплатно "Руководство к возведению глинобитных построек и глиносоломенных крыш". Имп. московское общ. сельского хозяйства издало печатные руководства к сооружению огнестойких построек. Соединенные труды Московского общ. сельского хозяйства и московского отделения Имп. русского технического общества по этому вопросу составили отельный XXI т. "Трудов" Имп. московского общества сельского хозяйства. Разнообразные образцовые постройки этого рода, принадлежащие к категории глинобитных, глиномятных, саманных, сырцовых, плетневых и т. п., с кровлями преимущественно глиносоломенными и потолками из жердей, хвороста и глины, составили целый несгораемый поселок на Нижегородской выставке 1896 г. Новейшие издания по этой части: М. Крылов, "Типы огнеупорных построек" (СПб., 1897), и С. В. Лукашевич, "Практическое руководство к устройству дешевых несгораемых построек" (СПб., 1898). Наружные стены кирпичных жилых строений в Р. ввиду сурового климата делаются, как известно, для предупреждения промерзания толще, чем в большинстве стран Зап. Европы. Камины, употребляемые в Зап. Европе, у нас оказываются недостаточными и заменены печами. Из отдельных приборов отопления рядом с голландскими, шведскими и пр. вошедшими в практику печами сохранилась русская печь, которая в крестьянской избе служит одновременно для нагрева комнаты, для варки пищи и в качестве теплого ложа при сильных стужах. Первый опыт выяснения целесообразного устройства обыкновенных печей сделан в книге неизвестного автора "Русская пиростатика" (СПб., 1793—99). Над улучшением конструкции русской печи трудились Шемаев, Дихт, Быков и Ярцев и в последнее время П. Брандт (соч. последнего "Увеличение вдвое полезного теплового действия обыкновенных русских печей" и т. п., СПб., 1898). Более подробно, как в теоретическом, так и в практическом направлении, разработал печное дело преподаватель Горного инст., архитектор Свиязев, придумавший несколько нагревательных аппаратов, отличающихся хорошими качествами. Свиязев издал два руководства по архитектуре, напечатанных в 1833 и 1839 годах, и, кроме того, несколько специальных трактатов по печному делу ("О калориферах вообще и особенно о пневматических", СПб., 1837; "Теоретические основания печного искусства", СПб., 1850). Из систем центрального отопления, придуманных русскими инженерами, наибольшим распространением в недавнее время пользовался пневматический калорифер Амосова. Инженерами Быковым и фон Дершау введены пневматические кирпичные калориферы, которые, не имея металлических труб, дольше держат тепло. Инженер Войницкий устроил такие же калориферы, отличающиеся компактностью и равномерностью нагрева, полезное действие этих калориферов оказалось от 72 до 80 %. Все упомянутые нагревательные приборы русских изобретателей описаны в соответствующих изданиях и помещаются в руководствах по отоплению. Более полные курсы отопления изданы И. Флавицким ("Вентиляция и отопление общественных зданий и жилых помещений", СПб., 1870) и С. Б. Лукашевичем ("Курсы отопления и вентиляции"). Последний, кроме того, составил несколько отдельных трудов, касающихся устройства печей и отопления. Русский инженер Шуберский изобрел переносную печь, которая вошла в употребление в Париже.Первые железные дороги в России осуществлены были исключительно благодаря лишь верховной воле имп. Николая I, вопреки мнениям ближайших его советников, в числе которых был и главноуправляющий путями сообщений граф Толь. Профессор Института инженеров путей сообщений генерал Дестрем на лекциях излагал свое мнение о бесполезности железных дорог в России. В "Журнале Министерства путей сообщения" за 1830 г. имеется статья Дестрема "О ложных понятиях о железной дороге". Успех дела, однако, скоро обнаружился, и в последующий период настала эпоха усиленной постройки железных дорог, на продолжительное время заслонивших интерес к остальным родам путей. Задачи, вызванные сооружением железных дорог, нашли вполне подготовленных русских деятелей, которые сумели приложить к новому делу свои знания и опыт. Вместе с тем русскими инженерами самостоятельно разработаны были те отделы, которые требовали изменений вследствие местных условий. Пролетные части всех мостов Николаевской железной дороги были деревянные, системы Гау, заимствованной из Америки. Но при постройке Веребьинского виадука, состоявшего из 9 пролетов по 25,5 саж. инженер Д. И. Журавский отступил от америк. образцов, применив неразрезные над опорами фермы, с несколькими пересечениями раскосов. Он же первый разработал теоретический способ определения усилий в частях фермы Гау, как разрезной, так и неразрезной, с одним или несколькими пересечениями раскосов. Из результатов этих исследований выяснилось, между прочим, что в раскосной ферме с параллельными поясами усилия в стяжках и раскосах увеличиваются к опорам, что обратные раскосы в фермах Гау благодаря особенностям конструкции не вызывают неопределенности в передаче усилий и много других положений, честь первого открытия которых принадлежит Д. И. Журавскому. По образцу Веребьинского путепровода в отношении приемов расчета и деталей конструкции были спроектированы тогда пролетные части остальных мостов Николаевской железной дороги. В фермах системы Гау важную составную часть составляют шпоночные соединения. Для выяснения лучших условий проектирования их Журавский разработал теорию работы шпонок. Полученные им данные и поныне сохранили практическую ценность. По окончании постройки Веребьинского виадука, Д. И. Журавский издал в 1855 г. свои исследования отдельным сочинением под названием "О мостах раскосной системы Гау". Труд этот, опередивший разработку того же вопроса заграничными учеными, удостоился от Академии наук полной Демидовской премии. Журавскому в деле разработки приемов расчета в раскосых фермах помогал инженер Хржановский, поместивший статью по этому вопросу в "Журнале Министерства путей сообщения" 1860 г. В 1858 г. под руководством Журавского и по его проекту построен металлический шпиц Петропавловского собора в Петербурге. Усилия в составных частях пирамидального остова шпица вычислены, под руководством Журавского, инженером Рехневским (ст. Журавского "Шпиц Петропавловского собора" в "Журн. Мин. путей сообщ.", 1860). Иностранные ученые только в последние годы занялись подробной разработкой теории сквозных пирамидальных конструкций. Путем опытов над моделями Журавский старался выяснить характер напряжений, проявляющихся в тонкой стенке сгибающейся металлической двутавровой балки, и первый обнаружил явление так называемого косого скалывания (мемуары, напечатанные в "Annales des Ponts et Chaussées", 1860). При сооружении Московско-Курской ж. д. было предположено для моста через р. Оку применить фермы с верхним горизонтальным и нижним криволинейными поясами, взаимно связанными болтами и раскошенными раскосами, наподобие фермы Гау. Журавский произвел опытные исследования над моделью подобной фермы, с целью проверки результатов теоретического расчета ("Жур. Мин. путей сообщ.", 1864). Журавским было возбуждено и исследовано много вопросов и в других отраслях строительного искусства, напр. о службе рельсов ("Жур. Мин. путей сообщ.", 1886 г.). Современнику Журавского, строителю Николаевского моста через р. Неву инженеру С. В. Кербедзу, принадлежит заслуга разработки и введения в Р. железных решетчатых ферм (мост через р. Лугу СПб.-Варшавской железной дороги, "Журн. Мин. путей сообщ.", 1860). При составлении проекта постоянного моста через р. Вислу в Варшаве (ныне Александровского) С. В. Кербедз произвел в 1859 г. ряд исследований над заклепочными соединениями, для выяснения сравнительного достоинства заклепочных стыков с просверленными или пробитыми отверстиями ("Журнал Мин. путей сообщ.", 1859). Эти исследования, первые по этой части в России, показали, что соединения с просверленными заклепочными отверстиями прочнее соединений с пробитыми отверстиями. Тип расположения проезжей части, поперечные балки которой срезанными концами опираются на нижние пояса главных ферм (езда понизу), примененный С. В. Кербедзом в Александровском мосте, получил с некоторыми изменениями широкое приложение в мостах, построенных в Р. в последнее время. Упомянем тут же, что особое устройство проезжей части металлических мостов, на свободных металлических балках, примененное в мостах через Волгу в Твери на Николаевской железной дороге, через Белую и Уфу на Самаро-Златоустовской железной дороге, введено профессором Н. А. Белелюбским впервые в Р. Предшествующий период обширной строительной деятельности при императоре Николае Павловиче, а затем и сооружение железных дорог доставили материал, как практический, так и теоретический, русским составителям руководства по разным отраслям строительного дела. Примеры из русской практики наиболее поучительны для русских строителей; таким характером отличается труд П. Усова "Строительное искусство" (СПб., 1859—67), с большим количеством чертежей и описанием замечательных сооружений, особенно мостов, построенных в Р. По другим отраслям инженерного дела появились также замечательные своей полнотой труды, каковы "Лекции о морских сооружениях" М. Н. Герсеванова (СПб., 1861), удостоенные Демидовской премией, и "Основания и фундаменты" В. М. Карловича, за которые автору присуждена от Николаевской инженерной академии Михайловская премия. Вышеназванный труд Герсеванова был первым руководством на русском языке, посвященным портовым работам. После того, в 1868 г., вышел труд В. В. Салова "Портовые сооружения", в настоящее время имеется "Курс портовых сооружений", профессора А. Г. Нюберга, занимающий место с наиболее полными руководствами по этой части на других языках и удостоенный премии имени проф. П. Н. Андреева. Из капитальных изданий шестидесятых годов по строительному искусству необходимо еще упомянуть о "Собрании таблиц и формул" А. Недзялковского (СПб., 1868), представляющий богатый свод данных, служащий пособием при расчетах для нескольких поколений инженеров. В связи с постройкой и эксплуатацией железных дорог для выяснения способов и средств к правильному ведению железнодорожного хозяйства приходится разрабатывать ряд побочных вопросов; напр. труд профессора Н. П. Петрова "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости" (СПб., 1887), представляющий серьезный вклад в науку о трении, как и другие труды того же автора, исследующие условия движения поездов, выясняющие степень безопасности этого движения и пр., работы высочайше утвержденной Комиссии для исследования железнодорожного дела в России (1879—81) и т. д. Железные дороги породили громадную литературу. Труд составить возможно полную коллекцию всего того, что напечатано было в России по железнодорожному делу, взял на себя А. И. Баландин, который пожертвовал свою коллекцию библиотеке Инст. инжен. путей сообщения. При эксплуатации железных дорог в Р. приходилось некоторые задачи разрешать в ином направлении, чем на железных дорогах в других государствах. Так, напр., в России раньше стали отапливать паровоз нефтью (Грязе-Царицыно, а затем и другие жел. дор., ближайшие к Волге), что требовало особого приспособления топки; меры для защиты путей от заноса снегом вызвали подробное изучение этого вопроса, сопровождавшееся опытами и теоретическими исследованиями. Для общего разрешения вопросов, вызываемых потребностями эксплуатации железных дорог, у нас учреждены периодические совещательные съезды представителей всех русских жел. дорог. Результаты исследований русских инженеров по разным вопросам железнодорожной практики печатаются, как в трудах этих съездов, так и в "Журнале Мин. путей сообщ." и других периодических изданиях, посвященных железнодорожному и вообще строительному делу. С начала восьмидесятых годов в разных городах Европы периодически собирается Всемирный железнодорожный конгресс для решения стоящих на очереди общих вопросов железнодорожного дела. В трудах этих конгрессов неизменно принимают участие русские техники и специалисты железнодорожного дела, причем некоторым из них предоставлена руководящая роль в занятиях конгресса (Н. П. Петров, В. М. Верховский, Н. А. Белелюбский и др.). Созданные для облегчения сношений, железные дороги сделали науку международною, и в этот соединенный труд всех наций и русские вносят свою долю. По другим отраслям строительного искусства также возникли конгрессы, и везде принимают участие русские ученые и деятели. В международных конференциях по испытанию материалов деятельными представителями Р. являются профессор Н. А. Белелюбский, А. Р. Шуляченко, в международных конгрессах по судоходству, на которых разрабатываются экономические и строительные вопросы внутренних водных путей и портов, принимают участие М. Н. Герсенов, профессор В. Е. Тимонов и др. В заключение нам остается указать на некоторые научные исследования русских инженеров в последнее время. Профессором Л. Ф. Николаи разработаны вопросы об определении максимального сгибающего момента от действующих на балку сосредоточенных подвижных грузов, о давлении земли на подпорные стены, о сопротивлении трубы сплющиванию, об определении напряжений в частях мостовой фермы. Кроме того, им создан курс мостов. (1895). Исследованиям над сопротивлением оснований при помощи моделей и теоретическим путем занимались инженеры В. И. Курдюмов и П. К. Янковский, труды которых переведены на немецкий и французский языки. В. И. Курдюмовым, кроме упомянутого уже труда по начертательной геометрии, изданы некоторые части курса общих начал строительного искусства. Ф. Е. Максименко обнародовал исследование формулы изгиба и издал курс гидравлики. Лекции по гидравлике, читаемые в Технологическом институте проф. И. А. Евневичем, вышли 2 изд. В 1891 г. Н. А. Богуславский составил несколько трудов, в том числе "Волга, как путь сообщения", и курс геодезии (посл. изд. 1897 г.). По этому же предмету имеется труд В. Витковского "Практическая геодезия" (1898) и В. Травина (1897). С. К. Куницкий изложил в некоторых очерках методы графического построения в применении к расчету мостовых ферм. А. А. Брандт и М. А. Ляхницкий исследовали зависимость сопротивления и удлинения листового литого железа от толщины и обработки листов. Ф. Г. Зброжек издал курс внутренних водяных сообщений. Об устройстве плотин, преимущественно русских, наша литература имела оригинальное сочинение Д. О. Неелова с атласом (СПб., 1884) и руководство Н. А. Нигофа (М., 1898). В. Е. Тимонов обнародовал ряд монографий, относящихся к морским строительным работам и действию землесосов. Ф. С. Ясинский обнародовал несколько теоретических работ по вопросам строительной механики, в том числе о сопротивлении продольному прогибу. В. Г. Шухов изложил результаты своих исследований по устройству покрытий, для которых им предложены оригинальные конструкции, отчасти примененные на бывшей выставке в Нижнем Новгороде, в книге под названием "Изыскание рациональных типов прямолинейных стропильных ферм и теории арочных ферм" (М., 1897). Н. А. Белелюбский издал курс строительной механики, М. А. Ляхницкий - курс обыкновенных дорог, И. Р. Стецевич и А. Л. Васютинский исследовал вопросы устойчивости железнодорожного пути под проходящим поездом. Л. Д. Проскуряковым и Е. В. Зотиковым обнародованы некоторые исследования по теории мостовых ферм. На разных железных дорогах производились исследования над службою шпал, пропитанных противогнилостными составами, над изломом рельсов и т. д. Упомянутые труды печатались преимущественно в "Сборнике Инст. инжен. путей сообщений", в "Журнале Министерства путей сообщений", а также в "Известиях" Собрания путей сообщения".А. Таненбаум.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.