- Ретиф де-ла-Бретонн
-
(Николай-Эдм Rétif de la Bretonne) — французский писатель (1734—1806). Сын зажиточного крестьянина, Р. был предназначен родителями к духовному поприщу, но учился в семинарии недолго и остался самоучкой, хотя в зрелом возрасте много трудился над своим образованием. На пятнадцатом году он поступил учеником в типографию в Анжере и воспылал страстью к жене своего хозяина. К этому эпизоду юности Р. возвращается в своих писаниях нередко, восхваляя на все лады его героиню. В 1755 г. Р. переселился в Париж и поступил наборщиком в королевскую типографию. Красивая внешность, влюбчивость и предприимчивость вовлекли Р. в бесчисленные похождения и приучили его к цыганской жизни. Близкое знакомство с купцами, ремесленниками, разночинцами, гризетками, работницами дало Р. возможность сделаться изобразителем нравов и идей социальных классов, которые игнорировались у beaux esprits XVIII в. После романа с актрисой Геан, Р. женится на англичанке-авантюристке Генриетте Кирхер, скоро с ней разводится и так же скоро вступает в новый брак с гувернанткой (впоследствии писательницей и приятельницей Лагарпа, Фонтана и т. п.) Агнессой Лебегг. И со второй женой Р. уживается плохо — они то разлучаются, то сходятся, и романист неоднократно изображает свою супругу в малопривлекательных красках."Le ménage parisien" (1784) — злейшая сатира по адресу литературных кружков; здесь выводятся под анаграммами Дора, Грессе, Бюффон, Пирон, Колле, Дюсис, Кребильон, Вольтер и т. д. Из больших романов Р. особенно интересен "Le Paysan perverti", носящий автобиографический характер. Писательство Р. давалось необычайно легко: иные из своих сочинений он без всяких предварительных записей прямо набирал типографически. Так, например, роман "Fille naturelle" (1769) был задуман, набран и отпечатан в течение шести дней. Поощренный успехом "Pied de Fanchette" и "Paysan perverti", выдержавших несколько изданий, Р. пишет без конца. К началу революции упорство в литературном труде, казалось, обеспечило романисту безбедное существование: продажа многочисленных книг доставила Р. порядочные средства, а его "Parisiennes" предполагалось даже увенчать премией, как произведение "d'utilite publique". В эпоху литературного упадка, когда парижским будуарам и салонам прискучили пресно-слащавые и изящные безделушки во вкусе Кребильона, Мармонтеля, Буффлера, часть публики, в силу контраста, могла увлекаться жизненными, беспритязательными рассказами Р., точно и ярко рисовавшими будничный быт столицы. Р. был горячим поклонником новых идей; некоторые из его биографов предполагают, что он близко стоял к Мирабо и служил последнему эмиссаром в сношениях с известными кругами. В своих "Nuits de Paris" (1788—94) Р. горячо высказывается против старого государственного строя; он славословит революцию, восхищается Маратом и Робеспьером, требует упразднения всех культов. Иные из крайних принципов, им выставляемых, внушаются ему, впрочем, боязнью обвинения в модерантизме. Последние части "Nuits de Paris", обнимающие эпоху террора, представляют особенно серьезный интерес: они рисуют людей и обстоятельства революционной эпохи, журналистику, общественную жизнь столицы, как она сказывалась в кофейнях, на публичных балах и т. д.Лично для Р. революция ничего не принесла кроме горя: обесценение ассигнаций поглотило состояние Р., а поразительные события конца прошлого века заставили общество вскоре позабыть о Р., как писателе. Принужденный продать типографию, которой он обзавелся, Р. в 1794 г. опять сделался корректором и с помощью ручного станка на дому набрал и напечатал не имеющую себе подобной ни в какой литературе автобиографию: "M-r Nicolas, ou le coeur humain dévoilé" (1794—97). Вильгельм Гумбольдт, познакомившийся с Р. в 1799 г., в письме к Гёте утверждает, что не читавший "Coeur humain dévoilé" никогда не узнает истинного характера французов. Шиллер, в переписке с Гёте, признает автобиографию Р. книгой драгоценною по живости изображения французских нравов. В 1795 г. конвент ассигновал бедствовавшему Р. скромное пособие, а Карно доставил ему незначительное место в министерстве полиции; отсюда Р., стараниями Фонтана, был перемещен в финансовое ведомство, на оклад в 2000 франков. Поклонник Гольбаха и Руссо и, вероятно, даже робкий сообщник неудавшегося заговора Бабефа, Р. выступал еще до революции с целым рядом планов обновления общества. Упорядочение жизни для жертв общественного темперамента, реформа театра в духе реализма, устройство государства на коммунистических началах, преобразование мужского и женского воспитания, обновление языка и правописания — все это Р. обсуждает в целом ряде небольших книг, носящих общее заглавие: "Idées singulières". Наряду со смелыми, а подчас и дикими фантазиями в этом арсенале оригинальных бредней оказывается немало положений точно мотивированных и нередко снабженных целыми законодательными регламентами — положений, которые создали Р. репутацию не только порнографа, но и предшественника социалистов.Литературная деятельность Р. в разное время оценивалась различно, как можно заключить уже из кличек, достававшихся ему на долю: "Руссо помойных ям", "Жан-Жак рынков", "Вольтер служанок", "литературный Диоген", "французский Ричардсон". Всего чаще его характеризовали как писателя, дошедшего до крайних пределов разнузданности и цинизма. На подобные обвинения сам Р. отвечал: "Если в моих произведениях подробности носят вольный характер, то суть их нравственна и цель полезна. Я описываю нравы, а последние испорчены; не могу же я рисовать быта Астреи". В течение почти полустолетия Р. находился словно под запретом, упорно замалчиваемый в литературе. Затем о Р. стали воспоминать, проводя параллель между ним и Бальзаком. Впервые Жерар де Нерваль, опираясь на автобиографию "M-r Nicolas", напечатал о Р. ряд статей, в "Révue des deux Mondes" за 1850 г. Шарль Монселэ написал о нем в 1854 г. целую книгу и сделал первую попытку библиографически разобраться в его сочинениях. Увлечение библиофилов и библиоманов довершило современный успех Р. Сочинения Р., после его разорения, исчезли; в настоящее время полная их коллекция оценивается в 20 тыс. франков. Перепечатаны в последнее время "Pied de Fanchette", в серии "Petits conteurs du XVIII siècle" (Париж, 1881), извлечение из сборника "Les contemporaines" — в "Nouvelle colleclion Jannet Picard" (1875—76), "M-r Nicolas ou le Coeur humain dévolé" (1833). При первых двух изданиях помещены характеристики Р., составленные Окт. Юзакк и Ассеза.Ср. Gérard de Nerval, "Les illuminés ou les précurseurs du socialisme" (Париж, 1852); Ch. Monselet, "Rétif de la Bretonne" (П., 1854); P.-L. Jacob, "Biblographie et iconographie de tous les ouvrages de R." (Париж, 1875); F. Boissier, "R." (П., 1875); J. Soury, "Portraits du XVIII siècle" (Париж, 1879).B. Штейн.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.