Пандекты в римском праве

Пандекты в римском праве
название: а) одной из составных частей Corpus juris civilis, Дигест (см.), и б) немецких курсов "современного римского права", в основе которых лежит вышеназванная часть Юстиниановой компиляции и которые до самого последнего времени составляли главный предмет чтений на юридических факультетах немецких университетов. Образование их стоит в тесной связи с процессом рецепции римского права в Германии (см.). Усвоенное наукой в качестве теоретической основы действовавшего права и получив в то же время на практике значение права положительного, имеющего непосредственное приложение к жизни в своих источниках, римское право с 1-й половины XVII в. становится предметом изучения главным образом в интересах практического применения. Простая интерпретация источников чистого юстинианова права в порядке их титулов (mos italicus, итальянский порядок изучения) заменяется систематическим изучением отдельных институтов права и однородных отделов его по всем местам римских источников (новый французский прием изучения римского права, mos gallicus, выработанный представителями филологической школы), с присоединением к нему и источников германского и канонического права. Из совокупной интерпретации этих источников немецкие юристы XVII и XVIII вв. и стали добывать нужные для практики юридические нормы, находившие себе, по их представлению, и чисто научное, философское оправдание, так как основой для них служило римское право, и положительную опору, ибо они были логически связаны с нормами национального положительного права. Обработанное таким образом римское право называли "современным римским правом", а практическое его применение — usus modernus pandectarum. Римское право выступало здесь перед юристами уже не в чистом своем виде, взятом в связи с эпохой, его произведений, а в современном его понимании и выражении, национальные же источники права — в романистической окраске и под покровом римской терминологии. Отрешенное, таким образом, от подлинного смысла источников по отношению к римскому и от бытового смысла понятий по отношению к национальному праву, обсуждение юридических вопросов по новому методу приурочивается по преимуществу к логическим моментам и направляется к установлению абстрактных юридических понятий и выводу из них логических следствий, согласных, однако, с источниками римского, канонического и национального права. В последнем требовании заключается самая слабая сторона метода. С одной стороны, безусловная логичность римского права в действительности существовала лишь в представлении юристов, на самом же деле его нормы были плодом римской жизни при данных исторических условиях. С другой стороны, положения прав канонического и национального германского часто построены были на принципах, логически непримиримых с римскими. И вот, при изучении получалась масса противоречий между логическими выводами из понятий и постановлениями положительного права — противоречий, которые юристы тем не менее пытались примирить, не сознавая истинного их источника. Отсюда постоянные споры между юристами, появление огромного множества бесплодных литературных работ, направленных на разъяснение "контроверз", и крайние затруднения для практики в приискании подходящих решений, так как по многим вопросам не слагалось даже того большинства мнений в пользу известного решения контроверзы, которое называли "общим мнением ученых" (communis opinio doctorum) и в котором думали найти спасение. Положение правосудия становилось все более и более безвыходным и нашло себе верное изображение в известном трактате Тибо (см.). Савиньи сделал попытку усовершенствовать метод в своей знаменитой "System des heutigen römischen Rechts", освободив, по возможности, теоретически usus modernus pandectarum от примеси идей канонического и национального права и возвратив его к пониманию источников чистого римского права в их подлинном виде. Этим он думал вскрыть более надежным путем подлинную логику римских юристов, схожую с естественной. Иеринг, в первый период своей деятельности, дал последовательное логическое обоснование этого нового метода, выраженное в положении: "durch das römische Recht über das römische Recht hinaus". Историческое изучение источников чистого римского права, начатое представителями школы Савиньи, показало, однако, что и они не представляют однородной массы понятий, опирающейся на одну логическую догму, implicite, будто бы, в них заложенную, как думал Савиньи и его последователи, а находящиеся в них понятия — плод исторического развития и разнятся на разных ступенях его. И здесь, таким образом, абстрактная логика понятий часто не сходилась с решениями римских юристов. Сознавая исторический смысл понятий, нем. догматики продолжали, однако, искать их логического примирения. Образуется новая литература спорных юридических понятий (Begriffsjurisprudenz), обращающая всю пандектную догматику римского права в схоластику. Во второй половине текущего столетия П., как особая отрасль юридической науки, переживают кризис, выражающийся в критике метода, лежащего в их основании (см. Конструкция юрид.) и в попытках построить П. на историческом базисе, с указанием исторического развития римских понятий и с отделением их от современных. Так как, однако, при таком отношении к лежащему в основании П. материалу излагаемые в них положения теряли всякое практическое значение, то этот последний способ изучения римского права не нашел общего применения. С указанного времени все громче и громче стали раздаваться голоса за исключение П. из системы образования и замену их с одной стороны общей теорией права, построенной на современных основах права, а с другой — чисто историческим изучением римского права, с непосредственным комментированием его источников. Защитники П. указывали на воспитательное их значение, состоящее, по их мнению, в том, что, служа к развитию логического юридического мышления в своих абстрактных построениях, они не дают в то же время возможности этому мышлению увлечься своим течением и постоянно обращают мысль юриста к положительному материалу, заставляя поверять свои выводы на решениях римских юристов. Это соображение в действительности лишено всякого серьезного значения: такое изучение права неспособно развить юридич. абстрактной мысли, так как мысль стесняется фактическим материалом, которому она должна подчиняться, а этот материал получает неверное освещение, будучи уложен в абстрактную схему чистой логики. В результате изучения П. у юриста является связанная, робкая мысль и отсутствие реального, исторического представления явлений. Издание общегерманского уложения положило предел дальнейшему развитию пандектных курсов в Германии. Новый порядок изучения права приурочен с нынешнего года к новому кодексу, а курсы П. заменены курсами истории римского права, с кратким очерком системы юридических понятий классического и юстинианова права.
П. — произведение нем. науки права. Во Франции изучению римского права имело всегда целью познание его в чистом виде (филологическая школа). После издания Code civil изучение гражданского права приурочено было, главным образом, к этому источнику; рядом с ним читаются курсы чистого римского права, состояние в последовательной интерпретации институций Юстиниана, с добавлениями из Дигест и других частей Corpus juris. В России чтение пандектных курсов, под назв. "римского права", привилось, по примеру нем. профессоров, учителей русских, несмотря на то, что у нас изучение современного римского права не имело никакого практического смысла. Существование их оправдывалось только отсутствием в европейской науке отдала, посвященного изучению общей теории современного гражданского права. П. заменяли отчасти эту теорию, так как в них, вместе с толкованием римских норм в интересах современной практики, решалось и множество общих теоретических вопросов, хотя и неверными методологическими приемами. В России, тем не менее, никогда не было недостатка в голосах, отмечавших неприложимость к нам этой немецкой доктрины, и отдельные профессора пытались парализовать ее слабые стороны введением исторического элемента (особенно Крылов), заменой современного римского чистым римским правом (Боголепов) и т. д. Решительным противником П. выступил С. А. Муромцев (см.), заменивший их в московском университете чтениями, философски освещавшими историческое развитие римского права. Университетский устав 1884 г. сделал изучение немецких П. главной основой юридич. образования, отведя на них и пояснявшие их практические занятия до 24 семестренных часов в течение всего курса, кроме 12 часов, посвященных истории римского права. Из печатных курсов наиболее замечательны: Thibaut, "Syslem des Pandectenrechts" (3 изд., 1846), отражающая влияние течений XVIII в.; Puchta, "Pandecten" (1 изд. 1838, 12-e, 1877; особенно сильное подчинение современной жизни римским конструкциям); Vangerow, "Lehrbuch der P." (1 изд. 1839, 7-е 1863; точно указаны все контроверзы в области пандектного права); Windscheid, "Lehrbuch der Р." (7 изд., 1891; в примечаниях тщательные обзоры литературы по отдельным вопросам права); Blinz, "Lehrbuch der P." (2 изд., 1873; наиболее подробный свод источников по отдельным вопросам); Baron, "Pandecten" (1893, римские понятия резко отделяют от современных; достаточно полные и точные указания источников); Deruburg, "Р." (5 изд., 1896; вносят более других историческую перспективу в развитие юридических понятий и излагают положения нового права и общегерманского гражданского уложения); Wendt, "Р." (1888, краткий учебник, передающий основы пандектного права). — Об образовании П., как особой отрасли правоведения, см. Stinzing, "Gesch. der deutschen Rechtswisss" (Мюнхен, 1881, 1, гл. 15); Муромцев, "Рецепция римского права на Западе" (стр. 85 сл., М., 1886). Критику их содержания и метода у Stein: "Gegenwart und Zukunft der Rechts-und Staatswiss." (Штутг., 1876); Ihering, "Scherz und Ernst in der Jurisprudenz"; ст. "Реформа юридического образования в Германии" ("Юридический Вестник", 1889, № 4).
В. Н.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Пандекты в римском праве" в других словарях:

  • Современное римское право — выражение, ведущее свое происхождение от XVII в., когда, после окончательного утверждении римского права в Германии, последнее было приспособлено к потребностям современной жизни и вылилось в особую, римско германскую теорию, носившую название… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Византийское право — Alphabetical index on the Corpus Juris (Index omnium legum et paragraphorum quae in Pandectis, Codice et Institutionibus continentur, per literas digestus.), printed by Gulielmo Rovillio, Lyon, 1571 Византийское, или греко римское, право … …   Википедия

  • Эвикция — отобрание купленной вещи на основании решения суда. Если это отобрание последовало у покупщика в пользу третьего лица в силу признанного за этим лицом права на эту вещь, совсем лишающего покупщика возможности владеть ею или извлекать из нее всю… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кодекс — (Code) Кодексы Российской Федерации, классификация кодексов РФ, система и доктрина кодекса Уголовный кодекс РФ, кодексы народов майя, трудовой кодекс, гражданский кодекс, налоговый кодекс, жилищный кодекс, административный кодекс, семейный кодекс …   Энциклопедия инвестора

  • Безымянные договоры — или так назыв. инноминатные контракты составляли в римском праве особый вид договоров, отличавшийся от формальных, литеральных, консенсуальных и др. контрактов, точно определенных в своем содержании и последствиях (см. Контракт). Более раннее… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Глоссаторы — (позднелатинское glossator, от греч. glossa, здесь устаревшее или редкое слово, требующее пояснения)         школа юристов 11 13 вв., возникшая в Болонском университете (Италия). Примечания, которые Г. делали на полях и между строк изучаемых… …   Большая советская энциклопедия

  • Экспромиссия — в римском праве так называется всякая новация обязательства (см.), по преимуществу новация через вступление нового должника. Обыкновенное назначение Э. перевод долгов с одного должника на другого (так называемая пассивная делегация: см.). В этом… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ — (ГГУ) (Гражданский кодекс (ГК) 1896 г.) первая в истории Германии единая для всей страны кодификация гражданского права, оказавшая значительное влияние на законодательство других стран. В Германии дольше, чем в других странах, существовала… …   Энциклопедия юриста

  • Кодификация — выражение, употребляемое со времени Бентама (см.) для обозначения законодательной деятельности, направленной на приведение в известность, упорядочение, систематическое объединение и выражение в виде общего закона права страны в целом его объеме… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»