Очищение, термин церковного права

Очищение, термин церковного права
термин церковного права, означающий ряд мероприятий власти, посредством которых церковная иерархия очищается, т. е. освобождается от опасных и негодных для нее элементов. Эта очистительная дисциплина (disciplina purgatoria) составляет ряд высших церковных наказаний, в противоположность дисциплине исправительной (disc. correctiva), имеющей целью лишь нравственное исправление подвергаемых ей лиц. В древней церкви все меры этого рода сводились к одному главному типу — извержению или низложению (καθαιρέις, depositio, degradatio), т. е. лишению навсегда сана и должности (а также преимуществ чести и доходов), и применялись к клирикам, виновным в клятвопреступлении, краже, блудодеянии и т. п. тяжких грехах, за которые миряне подвергались отлучению (in quibus clerici deponuntur, laici excoimmunicantur); имя изверженного исключалось из церковных списков, но отлучению от церкви он не подвергался, разве если дерзал самовольно вступить в права служения, из которого был извержен. Лишаясь status clericalis, он сохранял status ecclesiasticus. По конституциям императоров Гонория (408) и Юстиниана (532) низложенный клирик поступал в распоряжение городской курии, которая, смотря по его имущественному цензу, причисляла его или к составу собственного должностного штата, или к городской коллегии, или же назначала его в официалы (см.). Как homines improbissimi, они лишались права поступать в военную службу. Более легкую форму извержения составляло лишение права священнослужения, но с сохранением права нахождения между клириками. Третью степень очистительной дисциплины составляло низведение клирика на низшую степень, что, впрочем, случалось лишь с лицами низших степеней; 20-е правило трулльского собора, грозящее епископу, позволившему себе учить в чужой епархии, низведением в пресвитерство, понимается канонистами как исключение из общего закона, так как собор халкидонский (прав. 29) дает общее постановление прямо противоположное. В западной церкви очистительную дисциплину составляют: запрещение священнослужения на определенное время (suspensio), перемещение с одного места на другое (translatio), лишение должности (privatio beneficii), извержение (depositio) и исключение из клира (degradatio). К этой же системе наказаний у католиков принадлежит лишение свободы (заключение в монастырь, а с нынешнего столетия — в исправительные заведения). Императрицей Марией Терезией в 1771 г. уничтожены существовавшие дотоле монастырские тюрьмы, но за епископом оставлено право "отеческого исправления" виновного (correctio paterna). С 1869 г. в Австрии заключение духовных лиц в исправительные заведения поставлено в зависимость от их на то согласия. По закону 1874 г., никакое осуществление церковно-дисциплинарной власти не должно содержать в себе внешнего принуждения. Особенно подробно регламентировано церковное заключение католических клириков в Прусии, где отсылка клириков в монастырь вовсе запрещается, а заключение в исправительное заведение допускается не более, как на 3 месяца, и непременно с согласия самого наказуемого. Третий род наказаний очистительных у католиков — денежные штрафы. По прусским законам наказание этого рода допускается лишь по формальному суду и не может превышать 30 талеров. Наконец, четвертый род очистительных наказаний у католиков — наказания телесные. Они применялись лишь к клирикам низших степеней, в смысле "отеческого исправления" (paternae correctionis), и простиралось до 39 ударов розгами. В настоящее время в Германии и Австрии эти наказания безусловно отменены. В евангелической церкви очистительная дисциплина состоит из двух наказаний: 1) недобровольная отсылка виновного на покой (unfreiwillige Emeritirung oder Pensionirung), с содержанием меньшим обычной пенсии и эмеритуры, и 2) лишение должности с лишением привилегий, свойственных духовному лицу. В русской церкви очистительная дисциплина прежде имела две степени: 1) лишение должности, совершавшееся иногда и без святительского суда, самими общинами или приходами. С учреждением церковных штатов лишение священнослужителей должности приняло форму "удаления за штат", с запрещением священнослужения без особого разрешения; 2) извержение, под которым разумелось юридическое исключение виновного из клира, в силу церковно-судебного приговора. Со времени патриаршества снятие сана сделалось необходимым условием для предания духовного лица суду градскому или царскому за преступления общего гражданского характера. Извержение состояло в том, что виновный исключался из церковных людей и "вчинялся в мирской люд". Указом 1664 г. запрещено было подвергшимся извержению занимать должности подьячих и приказных в Москве и в других городах. Со времен Петра I их стали принимать в солдаты, причем синод ходатайствовал, чтобы их определяли в полки, стоявшие в отдаленных от прежних мест их служения городах. По действующему русскому церковному праву ("Устав Духовных Консисторий" и др.), очистительная дисциплина сводится к следующим мероприятиям: 1) лишение белых священнослужителей сана, а монашествующих — и монашества, с исключением из духовного ведомства; 2) лишение сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях и лишение священномонашествующих сана с оставлением в монашестве на покаянии; 3) отрешение от места; 4) исключение за штат. См. Н. Суворов, "О церковных наказаниях" (СПб., 1876).
Н. Б—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Очищение, термин церковного права" в других словарях:

  • Очищение — термин церковного права, означающий ряд мероприятий власти, посредством которых церковная иерархия очищается, т. е. освобождается от опасных и негодных для нее элементов. Эта очистительная дисциплина (disciplina purgatoria) составляет ряд высших… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Очищение — – термин церковного права, служащий для обозначения совокупности мер, принимаемых властью для очищения , т. е. освобождения церковной иерархии от вредных элементов. Оно имеет целью высшее церковное наказание, являясь церковной очистительной… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; …   Православная энциклопедия

  • ИНВЕСТИТУРА — [лат. vestitura, investitura, от investire облачать], в средневек. Зап. Европе формальный юридический акт введения во владение имуществом или в должность (светскую или церковную), к рый сопровождался ритуальной передачей инсигний,… …   Православная энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… …   Православная энциклопедия

  • ИНДИЯ — [Республика Индия; хинди Бхарат Ганараджья; англ. Republic of India], гос во в Юж. Азии. Омывается водами Индийского океана: на западе Аравийским м., на юго западе Лаккадивским м., на востоке Бенгальским зал.; на юге Маннарский зал. и Полкский… …   Православная энциклопедия

  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… …   Православная энциклопедия

  • БОГОСЛОВИЕ — [греч. θεολογία]. Понятие христ. «Б.» включает в себя: 1) практику богообщения, подразумевающую веру и молитвенное устремление к Богу как к предмету веры, упования и любви, и деятельность в соответствии с верой. В этом смысле Б. может пониматься… …   Православная энциклопедия

  • ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I — [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»