- Онуфрий
-
старец, раскольник, основатель секты "аввакумовщины" или "онуфриевщины". О. был иноком в Соловецком монастыре; остался упорным последователем старопечатных книг, а после осады монастыря и изгнания оттуда старообрядцев, удалился в Нижегородскую область, на реку Керженец, где, неподалеку от г. Семенова, у деревни Хворостиной, основал в 1677 г. скит. В 1690-х гг. здесь происходили большие раздоры между старообрядцами вследствие различного отношения их к письмам протопопа Аввакума. Онуфрияне видели в письмах Аввакума источник особенной благодати, ввели их чтение за богослужением, почитали и самого Аввакума, написали его изображение и поклонялись ему. Все это вызвало протест со стороны других старообрядцев. В 1693 г. собрался первый собор против О. и его последователей; их долго убеждали, но безуспешно. В 1706 г. собрался второй собор в присутствии известного старообрядческого начетчика и писателя — инока Евфросина, но и этот собор был безрезультатен. В 1708 г. собрался новый собор с целью предать О. и его последователей анафеме, в случае упорства. О. согласился отречься от писем, но условно: "аще в них (письмах Аввакума) обрящется противность церкви, то и мы оные не приемлем". В 1709 г. был созван четвертый собор. Онуфрий и его последователи на этот раз сдались, отреклись от писем и написали о том особое соборное определение. Онуфриевщина актом отречения самого Онуфрия не прекратилась: она распространилась в Брынских лесах и во многих местах ростовской епархии. После смерти Онуфрия (в 1716 г.) понадобилось, в 1717 г. новое отречение его последователей от еретических мнений Аввакума. В остальном онуфриевщина мало отличалась от других раскольничьих беспоповщинских толков: последователи О. принимали попов только до-никоновского поставления и в волновавшем тогда старообрядство вопросе о самоистреблении держались довольно уклончиво, хотя, по-видимому, сочувствовали "самоубийственным смертям". См. Н. Субботин, "Материалы для истории раскола" (VIII); Есипов, "Раскольничьи дела XVIII стол." (СПб., 1863, т. II); П. Смирнов, "Внутренние вопросы в расколе в XVII веке" (СПб., 1898).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.