Образ Иисуса Христа

Образ Иисуса Христа
(лик)
И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь обладала изображениями его лика, воспроизведенными им самим. Первое из таких нерукотворных (άχειροποιητός) изображений — О., отпечатлевшийся на убрусе или полотенце; которым И. Христос отер лицо свое; он был послан эдесскому тетрарху Авгарю. Сказание об этом О. в первый раз встречается во второй половине V в. у армянского историка Моисея Хоренского, который заимствовал его из "деяний Фаддея", появившихся "незадолго перед тем"; в церкви греческой оно появилось в первый раз у церковного историка Евагрия (в середине VI в.). Иоанн Дамаскин сообщает, что сам видел нерукотворный О. в Эдессе, и подробно его описывает. В 944 г. О. из Эдессы был перенесен в Константинополь и описан императором Константином Порфирородным. С XIII в. судьба эдесского О. неизвестна. Некоторые говорят, что он в XIII в. был похищен из Константинополя крестоносцами и отправлен в Венецию, но на пути, вместе с кораблем, погиб в море. Другие утверждают, что император Иоанн Палеолог подарил его за услуги некоему Леонардо-де-Монтальдо, а тот привез его в Геную, где он находится и доселе. Кроме Генуи, с XVII в. Рим (церковь св. Сильвестра) претендует на обладание именно этим О. Другой О., которому предание приписывает происхождение от самого Иисуса Христа, известен под именем Вероники. По преданию (в апокрифическом евангелии Никодима и в хронике Иоанна Малалы), это имя носила женщина, страдавшая кровотечением и исцеленная Иисусом Христом, о чем говорится в Евангелии. По одним сказаниям, чудесный О. запечатлелся на полотенце, которым Иисус Христос утер лице свое, после омовения, в доме Вероники, по другим — на плате, которым Вероника утерла кровавый пот Страдальца во время шествия его на Голгофу. Древнейшее из сказаний о происхождении этого О. относится к VIII в. (англосаксонская редакция). К началу того же века относится и свидетельство о нахождении полотна (S. Sudario) Вероники в Риме. К этому О. относят сказание Светония (Tiber., 31) об изображении И. Христа, которым исцелен был Тиверий, что побудило этого императора свидетельствовать перед сенатом о божестве И. Христа. По мнению Гримма, сказание о Веронике есть не что иное, как перенесенное в другие условия сказание об О. Авгаря; оно обязано своим появлением стремлению римской церкви усвоить себе преимущество перед восточной. Кроме двух главных нерукотворных образов, связанных с именами Авгаря и Вероники, в исторических источниках упоминается еще о трех. Византийский полководец Филиппик в 589 г. воздвигал нерукотворный О. И. Христа перед своим войском, чтобы воодушевить его мужеством перед сражением с персами. В 574 г. был перенесен из Каппадокии в Константинополь камулийский нерукотворный О., о котором упоминается в деяниях VII вселенского собора. Анастасий († в 886 г.) упоминает о нерукотворном О., существовавшем при папе Стефане III в 752 г. К числу древнейших образов И. Христа, современных ему, предание относит также О., писанный евангелистом Лукой. О Луке, как иконописце, в первый раз упоминает Феодор Чтец, писатель VI в., говоря об О. Божией Матери, писанном Лукой; об О. И. Христа, писанном Лукой, говорит впервые Михаил монах, в жизнеописании Феодора Студита († в 826 г.). Литературные сведения о чертах лика и внешнем виде И. Христа начинаются со II в. Одни из церковных писателей (например, Иустин, Климент Александрийский, Тертуллиан, Василий Великий, Кирилл Александрийский), на основании слов псалма LIII, 2-5, и посл. к Филип. II, 7, думали, что И. Христос, чтобы быть вполне верным своему вольному уничижению, должен был принять на себя наружность невзрачную. Цельс, полемизируя с христианами, говорил: "если, как вы утверждаете, Божественный Дух жил в О. Христа, то он должен был ростом и красотой превосходить других. Вы сами, однако, говорите, что его тело было слабо, а лицо некрасиво". Опровергая Цельса, Ориген утверждал, что "может быть чего-нибудь и недоставало красоте Спасителя (в чертах лица), но выражение его лица было благородное и божественное". Златоуст, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Феодорит, Иероним, Августин признавали, что "сияние и величие Божества, сокрытого под покровом плоти Христа, блистали в его человеческом лице и разливали в нем очарование, покорявшее ему всех". Древнейшим из подробных описаний лика И. Христа признается апокриф, известный под именем Лентула (якобы предшественника Пилата), найденный в сочинениях Ансельма Кентерберийского в XI в., но относимый одними учеными ко времени Диоклетиана, другими — к IV в. Описание это заключается словами: "по истине человек этот прекраснейший из людей; в нем видна правдивость, чуждая лести". Император Александр Север (222-235), расположенный к христианству, в своей божнице, вместе с изображениями языческих богов, поставил также О. Христа. Думают, что это было или изображение символическое, например, в виде "доброго пастыря", или изображение идеально-прекрасного юноши. При Константине Великом была известна в Кесарии бронзовая группа, считавшаяся памятником в честь Христа, воздвигнутым исцеленной им кровоточивой женой. В этой группе стоящая фигура мужчины, подающего руку коленопреклоненной женщине, считалась, по словам Евсевия, фигурой И. Христа; но новейшими исследованиями предположение Евсевия решительно отвергается. В IV в., когда церкви стали украшаться иконами, иконы И. Христа, как думают, были уже произведениями свободного творчества художников; имелось в виду сохранить лишь общие типические черты Божественного лика И. Христа. Церковь уклонялась от санкционирования того или иного О. И. Христа, как нормального изображения его лика, потому ли, что никакого несомненно-подлинного О. не было известно, или чтобы не дать основания для некоторых еретических учений того времени, а главное потому, что церковь понимала лик Богочеловека неизобразимым вполне, так как он был "исполнен славы Божией" и на Фаворе преобразился до того, "что ученики, бывшие с ним, не могли вынести Его вида". В скульптурных, мозаических и фресковых изображениях, найденных в XIX в. при раскопках, в особенности в Риме, содержится древнейший материал для решения вопроса. Хотя в первые три века христианства изображения И. Христа, из страха преследований со стороны язычников, имели почти исключительно символический характер (добрый пастырь, агнец и т. п.), но нашлось между ними несколько и настоящих О., представляющих, на пространстве веков, почти одинаковый тип, более или менее однородный с описанным в письменных свидетельствах. Самое древнее из фресковых изображений Христа восходит к эпохе императора Адриана (117-138) и найдено в катакомбе Каллиста. Оно представляет чисто восточные, семитические черты: овальное, несколько продолговатое лицо, с большими глазами, важно, но в то же время кротко и задумчиво смотрящими на зрителя; недлинная борода, редкая и несколько заостренная; спущенные по сторонам губ небольшие усы; густые волосы, разделенные посредине и падающие на плечи кудрями. Другое, столь же прекрасное в художественном отношении, фресковое изображение III в. — из катакомбы Понтиана — очень сходно с предыдущим, но в чертах лица более божественного величия. Тот же, несколько видоизмененный тип представляет изображение из катакомбы Домитиллы (IV в.). Весьма замечательно высокохудожественное мозаическое изображение Спасителя в храме Пуденцианы в Риме, конца IV в. И. Христос восседает на троне, в божественном величии: правая рука приподнята для благословения, в левой руке раскрытая книга с надписью. Лик И. Христа, восточного, семитического типа, выражает особое божественное величие и красоту. К тому же типу, хотя и с некоторыми особенностями, относятся изображения И. Христа из церкви св. Павла в Риме (V в.) и из Софийского храма в Константипополе. На более древних саркофагах (например — знаменитом саркофаге Юния Басса в Риме) преобладает изображение И. Христа в виде идеально-прекрасного юноши, без бороды; на позднейших (после Юлиана) саркофагах И. Христос всегда изображается уже в мужественном возрасте, чаще — со строго-печальным лицом. Чем позже, тем выражение лица идеальнее, божественнее; человеческая скорбь и мягкая кротость более и более заменяются выражением неземной силы, божественности. Одет он на этих изображениях в тунику и паллий, белого цвета; голова открыта; лишь изредка на ней (на саркофагах) берет; ноги нагие или в простых сандалиях (лишь в средние века на них появляются котурны); незадолго до Константина Великого, а особенно с его времени вокруг головы изображается нимб или ореол. Художники последующих времен, не исключая и великих гениев эпохи Возрождения, не создавали вновь художественный О. Христа, а лишь воспроизводили, с самобытностью в деталях, тип, известный с первых времен церкви. Вполне удовлетворительные рисунки лика Спасителя из катакомб Каллиста, Домициллы и Понтиана, из церквей Пуденцианы, св. Павла и св. Софии, а также другие см. в издании М. Хитрово: "Подлинный лик Спасителя" (М., 1894).
Ср. Д. Державин, "О. И. Христа по художественным памятникам древней церкви" ("Труды Киевской Академии", 1866, т. III); архим. Христофор, "О. И. Христа" (в " Прибавлениях к творениям св. Отцов", т. 53, 1886); Wilhelm Grimm, "Die Sage vom Ursprung der Christusbilder"(1842); Pieper, "Mythologie und Symbolik der christlichen Kunst" (Веймар, 1847); Виноградский, "О древних мозаиках либериевой базилики" ("Сборник Москов. публичн. музея", 1866 г.); Martigny, "Dictionnaire des antiquités chretiennes" (под словом Jésus Christ, 3-е изд., 1889); архим. Христофор, "Жизнь И. Христа в памятниках древнехристианской иконографии" (М., 1887).
Н. Б-в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Образ Иисуса Христа" в других словарях:

  • Образ (лик) Иисуса Христа — И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь обладала изображениями его лика, воспроизведенными им самим. Первое из таких нерукотворных (άχειροποιητός) изображений О., отпечатлевшийся… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Православная иконография Иисуса Христа — Иконы Спасителя Спас Вседержитель …   Википедия

  • Праздник перенесения Нерукотворного браза Господа Иисуса Христа — 29 августа (16 августа по старому стилю) Русская православная церковь празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Иисуса… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Иконография Иисуса Христа — Иконы Спасителя Спас Вседержитель Великий …   Википедия

  • ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА — Воскресение [греч. ἀνάστασις; лат. resurrectio] Иисуса Христа, возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения. Одноименное название носит установленный в память этого события великий христ. праздник …   Православная энциклопедия

  • Историчность Иисуса Христа — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Историчность Иисуса Христа, или проблема историчности личности Иисуса Христа  проблема существования исторического прототипа …   Википедия

  • Имена Иисуса Христа — О происхождении и значении имени Иисус см. Иисус Христос (I,А). То обстоятельство, что Иисус получил Свое имя от Самого Бога (Мф 1:21; Флп 2:9), свидетвует о Нем как о поставленном Богом Владыке мира (Флп 2:10; Откр), Который наделен божеств.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Рождение Иисуса Христа — «Рождество Христово», икона Андрея Рублева Запрос «Рождество» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Рождество Христово (современное полное название в Русской православной церкви Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего… …   Википедия

  • Притчи Иисуса Христа — Страшный суд и притча о десяти девах (неизвестный фламандский художник, середина XV века) Притчи Иисуса Христа  изложенные в Евангелиях …   Википедия

  • Праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа — 29 (по старому стилю 16) августа православная церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»