- Негатив фотографический
-
(от лат. Negativus — отрицательный) — представляет отрицательное изображение снимаемого предмета, т. е. такое, в котором светлые места являются темными, и наоборот, и все изображение является повернутым, как в зеркале. Негативному изображению противопоставляется так называемое позитивное, являющееся уже в виде рисунка с правильным распределением света и теней, и правильно расположенное. Таким образом, негатив является только посредником для получения и увеличения числа позитивных изображений. Идея размножения фотографических снимков при помощи Н. принадлежит англичанину Тальботу, изложившему ее в январе того же 1839 г., когда Дагер обнародовал в Париже свое открытие. Хотя Н. Тальбота, полученные им на хлоросеребряной бумаге, и плохо удовлетворяли своему назначению вследствие неравномерности и плохой прозрачности бумаги, однако, практичность этого способа была ясна и дальнейшие исследования Ниепса-де-Сен-Виктора, Арчера, Маддокса, Монкговена, Абнея и др. направились в сторону его разработки. Получая свои Н. на стекле, покрытом слоем чувствительного белка, коллодия или желатина, эти исследователи избегли недостатков Н. Тальбота и довели их совершенство до современного состояния. Для размножения отпечатков под Н. плотно подкладывается белая светочувствительная бумага и выставляется на свет. При этом Н. служит только как экран, задерживающий лучи света в своих темных частях (которые на позитиве, следовательно, останутся белыми) и пропускающий их в своих прозрачных частях, отчего чувствительная бумага темнеет, давая таким образом позитивное изображение. Для получения самого Н. стекло покрывается чувствительным слоем, состоящим из прозрачной среды (белка, коллодия или желатина), в которой рассеяны в весьма измельченном виде частицы чувствительных к свету солей серебра. Способы приготовления подобного чувствительного слоя описаны в ст. Пластинки фотографические. При действии света частицы хлористого, йодистого или бромистого серебра (из которых обыкновенно состоит чувствительная часть слоя) весьма быстро разлагаются им на полухлористое, полуйодистое и полубромистое серебро, с выделением части освобождающегося при этом хлора, брома или йода [Эти последние вступают в дальнейшие малоизученные соединения с влагой слоя или другими путями.]. Химической формулой подобное разложение, например для хлористого серебра, выражается в следующем виде:2AgCl = Ag2Cl + Cl.Это разложение происходит в тем большем количестве, чем сильнее и продолжительнее было действие света. Наименьшее время, потребное для разложения при действии солнечных лучей, принимается для наиболее чувствительного бромистого серебра в 1/100000 секунды. Однако, химическое разложение, произведенное светом в чувствительном слое, остается невидимым для глаза и для того, чтобы вызвать образованное этим путем изображение, надо произвести так называемое проявление (см.) Н., которое состоит или в наращивании металлического серебра (при мокром коллодионном способе), или в восстановлении полухлористого серебра в металлическое. Так или иначе, после проявления получается, наконец, видимое изображение, состоящее из мельчайших частиц металлического серебра, рассеянных с различной степенью густоты в прозрачной среде белка, коллодия или желатина. Количество этих частиц в данном месте чувствительного слоя тем большее, чем сильнее и продолжительнее было действие на нее света. На фиг. 1, представляющей увеличенное в 3 раза (по линии) изображение позитивного снимка на стекле человеческого глаза, ясно видно частичное строение фотографического изображения.Фиг. 1.Ниже рассматриваются следующие стороны дела, от которых зависят те или другие качества Н.: А) Действие света и цветных лучей на соли серебра. Б) Достижение резкости Н. В) Влияние времени позы. Г) Сила и слабость Н. Д) Важнейшие недостатки Н.А) Действием света производится в частицах чувствительного слоя химическое разложение. Но не все световые лучи производят сказанное действие с одинаковой силой; некоторые действуют сильнее и производят разложение в большой массе серебряной соли, другие слабее с разложением лишь малых ее количеств. Говоря об этом различном действии световых лучей, следует строго различать самую силу световых лучей от их окраски или цвета. Действительно, с одной стороны, предметы могут быть одного цвета, но с различной степенью освещения, а с другой — они могут быть равносильно освещены, но иметь различную окраску. По отношению к силе света его разлагающее действие пропорционально времени и силе освещения, но совершенно другую зависимость приходится наблюдать в отношении чувствительного слоя к лучам различной окраски. В этом последнем случае надо иметь в виду две стороны дела, с одной: а) окружающие нас предметы с их различной окраской передаются на фотографическом снимке в виде одноцветного рисунка; следовательно, уже по одному этому является некоторая условность этого рисунка. Для примера возьмем цветной ковер, узор которого состоит из фигур и фона различных цветов, но одинаковой яркости. Что должна передать нам на своем снимке идеальная фотография (разумея обычную, а не цветную фотографию)? — Она должна дать нам однотонную поверхность, не передав узора, так как и рисунок, и фон ковра передадутся на фотографии одним и тем же цветом и с одинаковой яркостью, между тем как для глаза ковер кажется не гладким, а узорчатым. Так должен бы передаться рисунок вышеописанного ковра при идеальной фотографии, к которой приближается фотография ортохроматическая, но при обычных способах фотографирования эта условность идет еще далее, причем, с другой стороны: б) лучи света одинаковой силы, но различно окрашенные действуют на чувствительные соли серебра и приготовленный из них чувствительный слой совершенно своеобразно и притом вполне отлично от того действия, которое имеют они на ретину глаза. Яснее всего указанное различие в действии лучей различной окраски выясняется при фотографировании солнечного спектра. Удобство рассмотрения подобных вопросов на фотографировании спектра основывается на том, что в спектре имеются все основные цвета (и притом в их чистейшем виде), из сочетания которых слагаются все остальные цвета окружающих нас предметов; кроме того, цвета в спектре располагаются по порядку длины их световых волн, что дает возможность точно сравнивать результаты различных наблюдений, в особенности пользуясь всегда однообразным расположением в поле спектра темных Фрауенгоферовых линий. На фиг. 2 в верхней ее части, где мы приводим несколько кривых, по горизонтальной оси откладываются расстояния между Фрауенгоферовыми линиями спектра, подобно тому как они представляются нам в спектроскопе, а по вертикальной оси откладываются части, пропорциональные относительной силе действия лучей — в кривой № 1 на ретину глаза, а в остальных на различные соли серебра.Фиг. 2. Кривая 1 — впечатление света на глаз. Кривая 2 — действие света на йодистое серебро. Кривая 3 — то же на бромистое серебро. Кривая 4 — то же на смесь бромистого и йодистого серебра. Кривая 5 — то же на хлористое серебро.Как видно, максимум яркости спектра (по отношению к действию на глаз) находится в желтой части, неподалеку от линии его, между тем как максимумы действия лучей на соли серебра находятся в синей и фиолетовой его частях. Видно также, что каждая соль серебра относится своеобразно к действию различных лучей, но легко заметить, что все они почти не чувствительны к красным, оранжевым и желтым лучам, тогда как синие и фиолетовые лучи действуют на них с приподнятой энергией. Это свойство чувствительных солей и дало повод к разделению лучей на актинические и неактинические, т. е. на такие, которые производят сильное химическое действие, и на такие, которые его почти не производят. Хотя такое деление и не оправдано позднейшими исследованиями, однако оно сохраняется и доселе, как улавливающее одно из характерных свойств световых лучей. С другой стороны, это своеобразное отношение солей серебра к лучам различной окраски производит ту большую условность фотографических снимков, которую необходимо иметь в виду каждому занимающемуся фотографией. Так, например, даже яркие желтые цвета, платья, фоны и т. п., выходят на снимке почти черными, а темно-синие предметы являются светлыми при работе всеми распространеннейшими способами фотографирования. Благодаря слабому действию красных и оранжевых лучей, ими пользуются для освещения темной комнаты, где производятся манипуляции с фотографическими пластинками и где, следовательно, они не должны претерпевать дальнейших изменений от действия света.Б) Резкость негативного изображения зависит, с одной стороны, от объектива (см. Объектив фотографический), а с другой, от слоя, несущего это изображение. Для обычных снимков резкость, зависящая от слоя, имеет мало значения, так как влияние это в сущности незначительно, но на диапозитивах, подлежащих увеличению во много раз, влияние слоя сказывается уже весьма ощутительно. Дело в том, что слой желатина (при употреблении броможелатинных пластинок) обыкновенно в 5—7 раз толще слоя коллодия (при употреблении пластинок, покрытых коллодионной эмульсией), а более тонкий слой всегда сообщает Н. большую резкость, давая лучам света, сходящимся в сопряженном фокусе, более ограниченное поле для пересечения, отчего и все изображение, получающееся на чувствительной поверхности, является более тонко очерченным.В) Для того, чтобы переходы от света к тени шли на снимке в той же постепенности, как в натуре, что составляет одно из важнейших условий его достоинства, необходимо, чтобы время съемки (продолжительность действия света на чувствительный слой) было строго соразмерено: а) с освещением (см. Фотографирование), б) светосилой объектива и в) чувствительностью пластинки. Здесь мы рассмотрим лишь последствия, которые вызовутся несоответствием между нормальной позой и ошибочными в ту и другую сторону. Передержкой называется слишком длинная поза, а недодержкой слишком короткая. Говоря о передержке, мы будем подразумевать лишь незначительные отклонения от нормальной позы, так как при больших отклонениях происходят явления соляризации. Если мы изобразим (фиг. 3) желательную постепенность переходов от света B к тени A (подразумевая под словом свет светлые части позитива, которые на Н. представляются непрозрачными) в виде прямой AB, то при передержке эти переходы выразятся в виде кривой ГДЕ, а при недодержке в виде кривой ЖВ.Фиг. 3.Рассматривая эти кривые, мы увидим, что при передержке является смягчение и несоответственная монотонность снимка, светлые места не столь рельефно выделяются, как бы следовало, и менее отличаются от тени. Напротив того, при недодержке тени весьма плохо вырабатываются и сразу переходят к яркому свету, что сообщает снимку чрезмерную контрастность, и при этом исчезают столь важные в рисунке так называемые полутона. Эти недостатки Н. могут быть в значительной степени исправлены при проявлении и при печатании (см. Позитивы фотографические), однако все-таки лучше всего выходят те снимки, для которых строго соображены все указанные выше обстоятельства.Г) Независимо от относительного распределения светлых и темных частей Н. является общая сила или общая его слабость. В ст. Позитивы фотографические будет указано, что общая сила или слабость Н. (когда они не выходят из известных пределов) иногда являются даже желательными, в зависимости от того способа печатания позитивов, для которого они предназначаются, а из ст. Проявление будет видно влияние проявителей на эти его качества.Д) Обычным недостатком Н. является вуаль или особого вида мутность изображения, как бы подергивающая его сероватой или желтоватой дымкой. Она может происходить: а) от постороннего света, случайно попавшего на пластинку во время ее приготовления, хранения, экспозиции в аппарате (см. Камера фотографическая) или ее проявления, б) от слишком сильного, хотя бы и неактинического освещения в темной комнате во время вкладывания или проявления пластинки, в) от плохого качества самих пластинок и г) от неправильного проявления. При получении Н., кроме вуали, часто происходит явления соляризации и ореолов, которых можно отчасти или совершенно избежать, пользуясь указаниями, данными в соответствующих статьях. Об остальных случайностях, происходящих при получении Н., см. Проявление и Фотографирование, а о недостатках от самого изготовления пластинок — Пластинки фотографические.В. Менделеев. Δ.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.