Моцарт Иоганн-Хризостом-Вольфганг-Амадей

Моцарт Иоганн-Хризостом-Вольфганг-Амадей
(Johann-Chrisostomus-Wolfgang-Amadeus Mozart) — знаменитый немецкий композитор, род. в Зальцбурге 27 янв. 1756 г., ум. 5 дек. 1791 г. в Вене. Уже в раннем детстве М. поражал феноменальным музыкальным развитием; трех лет от роду он играл на клавесине, с замечательной быстротой запоминая сыгранные ему произведения, а с 4-х лет импровизировал. В Лондоне малолетний М. был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для М. было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий. В 1762 г. отец М., бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие др. г. Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду М. возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты М. С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, М. изучал Баха, Генделя, Страделлу, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II М. написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что отец М. не решился настаивать на исполнении оперы. 1770—74 гг. М. провел в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера М.: "Mitridate, Re di Ponto", поставленная в 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая опера M., "Lucio Sulla" (1772). Для Зальцбурга М. написал "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена — оперу "La bella fmta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций. В 1775—1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, М. написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в ré, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров. В 1779 г. М. получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера М.: " Идоменей", которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене М. написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" — один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов М. выступали все ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entführung aus dem Serail"), написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где ее, по духу музыки, стали считать первой нем. оперой. Она была написана во время романтической любви М., похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней. Несмотря на успех М., его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, М., для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L'oca del Cairo" (178З) и "Lo sposo deluso" (1784) остались неоконченными. В 1783—85 гг. созданы М. шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente". С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность М., которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера "Свадьба Фигаро", написанная М. в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию М., спешить с либретто "Дон Жуана", которого М. писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге еще больший успех, чем "Свадьба Фигаро". Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к М. холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды М. Все-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон Жуана" М. сочиняет три наиболее замечательные симфонии: mi bémol majeur, sol mineur и do majeur, написанные в продолжение полутора месяца в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г. М. посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (ré majeur). После смерти Иосифа II (1790) материальное положение М. оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми М. были "Cosi fan tutte" (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности М. опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" — "Ave verum corpus", (1791) и величественно-горестный реквием, над которым М. в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником М. в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита". Нельзя сказать, чтобы М. симфонист стоял также высоко, как творец бессмертных опер. В его фортепианной литературе замечается смесь гениальных идей с общими местами, глубочайших чувств — с дешевой шутливостью, искусства — с небрежной работой. Много драгоценного можно найти в его квартетах и квинтетах, а среди его 49 симфоний выше всего стоят лирическая симфония в mi-bémol majeur, патетическая в sol-mineur и этическая в do-majeur, написанные в 1788 г. М. проявлял свое творчество во всех родах музыки; с его именем соединяется представление о всеобъемлющем музык. гении. Выдающаяся черта всех его творений — задушевность. У М., как человека с незначительным научным образованием, круг идей был не столь обширен, как у Бетховена, но по выразительности музыку М. верно назвали в Германии "музыкой души": в ней отразилась вся прекрасная, любящая, искренняя натура М. От чувства изящного М. никогда не отступал, оставаясь верным следующему взгляду, высказанному им в письме к отцу: "Страсти не должны быть выражаемы так сильно, чтобы возбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогда не должна оскорблять слуха, но обязана ему доставлять наслаждение". В смысле изучения лучших образцов музыкальной литературы, главными учителями М. были в области духовной музыки — Бах и Гендель, в области оперы — Глюк, в инструментальной музыке — Гайдн. О М., как об исполнителе на клавесине, современники его говорили в следующих выражениях: "Легкость невероятная, в особенности левой руки, тончайшая нежность, выразительность самая изящная, чувство, трогавшее сердце до глубины — таковы были качества исполнения М. Вместе с богатством идей и великолепием его сочинений, они приводили в восторг слушателей и делали его первым клавесинистом своего века". Тематический каталог соч. М., с примечаниями, составленный Кёхелем ("Chronologisch-thematisches Verzeicbniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart's", Лейпциг, 1862), представляет том в 550 стран. По исчислению Кехеля, М. написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
Первая биография М. составлена Нимчеком ("Mozart's Leben", Прага, 1798); затем было издано около 25 биографий М., которые потеряли значение после появления следующих трех обширных трудов: Nissen (второй муж вдовы M.), "Biographie W.-A. Mozart's" (Лпц., 1828); Otto Jahn, "W.-A. Mozart" (Лпц., 1856; позднейшая переработка Дейтерса, Лпц., 1889—91); Улыбышев, "Nouvelle biographie de Mozart" (M., 1843; русский перевод, с примечаниями Г. А. Лароша, М., 1890—92). Труд Ниссена послужил материалом для "The Life of Mozart", Holmes (Л., 1845),и "Histoire de W.-A. Mozart", Albert Sowinski (Пар., 1869). Писали о М. еще Nohl, "Leben Mozart's" (Штутгарт, 1863); его же, "W.-A. Mozart. Ein Beitrag zur Aesthetik der Tonkunst" (Гейдельберг, 1860); Рейссман, в "Neuer Plutarch" (Лпц., 1880). Письма М. издал Ноль (Лпц., 1877); выдержки из них напечатаны в "Отечественных Записках" (1865, № 3). Письма и воспоминания сестры М. изданы в "Mozartiana" (Лпц., 1880). На рус. языке см. характеристику М. во втором томе "Музыкально-характеристических этюдов" Ла-Мара, в переводе А. Желябужской. В критических статьях А. Н. Серова, изданных 1892—95, помещены статьи о М.: в I т., стран. 132 — 241, II т. — стран. 891, IV т. — стр. 2105. См. также "Зальцбург", В. Чечота ("Артист", 1891, № 18). Первое полное собрание произведений М. издано в Лейпциге, фирмой Брейткопфа и Гертеля, в 1876 г. Для увековечения памяти М. возникли общества (Mozart-Stiftungen) в Зальцбурге, Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе и др. городах. Памятники М. поставлены в Веймаре, Зальцбурге, Вене и многих др. городах. В Зальцбурге, в доме, где жил М., устроен Моцартовский архив.
Н. Соловьев.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Моцарт Иоганн-Хризостом-Вольфганг-Амадей" в других словарях:

  • Моцарт Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей — (Johann Chrisostomus Wolfgang Amadeus Mozart) знаменитый немецкий композитор, род. в Зальцбурге 27 янв. 1756 г., ум. 5 дек. 1791 г. в Вене. Уже в раннем детстве М. поражал феноменальным музыкальным развитием; трех лет от роду он играл на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Моцарт, Вольфганг Амадей — Запрос «Моцарт» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вольфганг Амадей Моцарт Wolfgang Amadeus Mozart …   Википедия

  • МОЦАРТ Вольфганг Амадей — (Mozart, Wolfgang Amadeus) ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ. Портрет 18 в. (1756 1791), европейский композитор 18 в., один из величайших музыкальных гениев человечества. Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»