Медведь (этнограф.)

Медведь (этнограф.)
Культ М. до сих пор встречается у некоторых народов, преимущественно в Сибири и сев.-вост. Европе. Для первобытного дикаря М. был самым грозным животным, царем лесов на севере, как лев на юге. Он был страшен своей силой, поражал тем, что становился на задние лапы, чего не могут делать другие животные, и этим, как и своей хитростью, напоминал человека. Все северные и восточные инородцы придают ему человеческое происхождение, некоторые — даже божеское. Енисейские остяки думают, что медвежья шкура — только покров, под которым скрывается человеческое существо, обладающее божеской силой и мудростью. По поверью васюганских остяков, М. прежде был человеком-богатырем, у которого похитили одежду, вместо чего у него выросла шерсть. По сказанию алтайцев, М. — это хан (Коробты-хан), обращенный в зверя рассердившимся на него Эрликом (злым духом). По бурятской мифологии, М. был охотником и шаманом. И русский народ (например в Олонецкой губ.) верит, что М. есть человек, волшебством превращенный в зверя. В заговорах М. считается зверем особенным ("избави от различного зверя и медведя"). Взгляд на М., как на превращенного человека, проглядывает и в некоторых легендах западно-европейских народов. В настоящее время остяки Тобольского округа, встречаясь с М. на охоте, просят у него извинения, прежде чем убить его; если же не успеют извиниться перед живым М., то делают эта перед мертвым, иначе он будет мстить охотнику. Убив М., остяки зарывают мясо в землю (иначе он снова наденет шкуру и станет мстить за себя), а шкуру несут в деревню, где все идут ей на поклон; затем начинается трехдневное празднество, по окончании которого М. считается умилостивленным. Подобные медвежьи праздники наблюдаются у сургутских остяков, айнов, гиляков, лопарей; у финнов были особенные песни, которые пели при убиении М.
Ср. статьи Ядринцева и Куликовского, "О культе М." ("Этнограф. Обозрение", 1880); для классич. народов — F. Liebrecht, "Zur Volkskunde" (Гейльбронн, 1879).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Смотреть что такое "Медведь (этнограф.)" в других словарях:

  • МЕДВЕДЬ — В мифологических представлениях и ритуале М. может выступать как божество (в частности, умирающее и возрождающееся), культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух охранитель, дух целитель, хозяин нижнего мира, священное …   Энциклопедия мифологии

  • Медведь в этнографии — Культ М. до сих пор встречается у некоторых народов, преимущественно в Сибири и сев. вост. Европе. Для первобытного дикаря М. был самым грозным животным, царем лесов на севере, как лев на юге. Он был страшен своей силой, поражал тем, что… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ ЗВЕРЬ — Мифологический мотив умерщвления и оживления зверя широко распространён среди охотничьих народов, особенно в Северной Америке. Англ. этнограф Дж. Фрэйзер в своём труде «Золотая ветвь» отмечал, что люди верят в священную природу зверя, на которого …   Энциклопедия мифологии

  • Даль, Владимир Иванович — сын Иоганна Даля, известный этнограф, лексикограф и популярный писатель, родился 10 ноября 1801 года в Лугани, местечке Славяносербского уезда, Екатеринославской губернии, отчего впоследствии принял псевдоним "Казака Луганского", умер… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Сказка — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка (значения). Мальчик с пальчик и Великан. Иллюстрация 1865 года. Сказка жанр литерат …   Википедия

  • Волшебная сказка — Сказка: 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор …   Википедия

  • Обряды и обычаи белорусов — Почтовая марка Белоруссии «Обряды белорусов» Обряды и обычаи белорусов  совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории …   Википедия

  • Анучин, Дмитрий Николаевич — профессор, современный ученый и антрополог; род. 27 го августа 1843 г. в С. Петербурге, воспитывался в 4 й Ларинской гимназии, окончив которую в 1860 г., поступил на историко филологический факультет, слушал лекции Стасюлевича, Костомарова,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ярославская губерния — губерния Российской империи …   Википедия

  • Походчане — Самоназвание русские, походчане, колымчане, колымские …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»