- Мартин (имя пяти пап)
-
М. I (649—655), родом из Тоди в Тоскане, сначала был легатом в Константинополе. Сделавшись папой, М. на первом же соборе в Латеране подверг анафеме монофелитов (см.), осудил сочувственный им указ имп. Гераклия (έκθεσις) и указ имп. Константа II, запрещавший споры о воле И. Хр. Констант потребовал от экзарха, чтобы он заставил папу подчиниться; М. отказался; тогда экзарх, явившись в Рим, в церкви схватил больного папу и отправил его в Константинополь. Здесь М. осудили на смерть, но, по ходатайству патриарха Павла, казнь была заменена ссылкой в Крым, где М. и умер. См. Leoni, “Vita di s. Martino I” (Тоди, 1857). М. II (882—84), собственно Марин I (Marinus); раньше вступления на престол принимал деятельное участие в борьбе с Византией, в качестве папского нунция; сделавшись папой, повторил отлучение Фотия. Опираясь на Карла Толстого, М. успешно боролся с врагами церкви в Италии. М. III (942—46), собственно Марин II, был креатурой Альберика, сына Марозии (см.). М. IV (1281—85), родом француз, францисканский монах, хранитель печати Людовика IX Святого, выбран папой благодаря Карлу Анжуйскому и был его послушным орудием: отлучил от церкви виновников Сицилийской Вечерни, проклял Петра Арагонского и тщетно проповедовал против него крестовый поход. Когда Карл задумал захватить некоторые византийские владения, М. объявил Михаила Палеолога низложенным с престола, как еретика. В конце правления М. в Риме произошло восстание, и он бежал в Перуджию, где и умер. М. V (1417—31), из знатной фамилии Колонна, был избран на папский престол на констанцском соборе (см.). Он положил конец великому расколу (см. Схизма), реставрировал папство и дал ему то направление, которого держались все папы эпохи Возрождения. Он отстоял почти всецело полноту папской власти, нейтрализовал постановления Констанцского собора путем частных договоров с Англией, Францией и Германией, а собор в Павии перенес в Сиенну, затем распустил. Церковную область, захваченную по частям мелкими тиранами, он вновь соединил под своей властью и превратил ее в чисто светское государство; содержал массу наемных войск, с помощью которых расширял свои владения и раздавал их своим братьям и племянникам. Папский деспотизм, соответствовавший династической политике светских государей, со времен М. твердо укореняется в Риме. Чуждый гуманистических интересов, М. чувствовал, однако, важность просветительного движения и держал на своей службе многих гуманистов, между прочим, ПоджиоМ. К.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.