Манна (библ.)


Манна (библ.)
особого рода вещество, которым питались евреи в пустыне по выходе из Египта. Когда они, во время странствования, стали испытывать голод, то подняли ропот на Моисея. На следующее утро пустыня оказалась усыпанною каким-то белым крупитчатым веществом, которое было сладковато на вкус и питательно. Это и была М., которую Моисей велел собирать и делать из нее лепешки. С этого времени М. сделалась постоянным источником пропитания народа, до самого вступления его в Палестину. В некоторых частях Синайского п-ова и доселе встречается вещество, по своим свойствам похожее на библейскую М. и даже теперь называемое местными арабами манна Эссема — "небесная манна". Это — беловатое смолистое вещество, имеющее душистый запах и высачивающееся из стволов кустарника тамариска (Tamarix mannifera). Тамариск растет в западной половине Синайского п-ова, в каменистой Аравии и в области заиорданской. Собственно на Синайском п-ове истечение этого смолистого вещества бывает только в мае и июне, после зимних дождей. Оно имеет вкус меда и сочится из кустарника, как клей или смола из вишневого дерева. При падении на землю М. принимает в себя и разные другие элементы, так что для употребления ее требуются известные приспособления. Арабы варят ее в горшке, затем пропускают через полотно для очищения от посторонних примесей и потом сливают в жестянки, в которых она может сохраняться по несколько лет. Местные бедуины и греческие монахи едят ее с хлебом, как приправу, но она никогда не заменяет хлеба. Такая тамарисковая М. имеет весьма отдаленное сходство с той М., которой питались евреи, как хлебом: она непитательна, да ее было бы и совершенно недостаточно для народа в с лишком два млн. душ, для которых потребовалось бы до полмиллиона пудов еженедельно, между тем как тамарисковой М. даже в хорошие годы собирается не более 25-30 пд. в год. По более подробному библейскому описанию "манна была как кориандровое семя, белая, вкусом же подобна лепешке с медом" (Исх. XVI, 31). В Числ. XI, 7 M. по виду уподобляется бдолаху ("видом как бдолах"): бдолах есть смолистое вещество, вытекающее из бдолы, особого рода пальмы. Со временем эта однообразная пища надоела евреям, так что они роптали и называли М. "негодной пищей" (Числ. XXI, 5), или, точнее, "слишком легкой"; но они не голодали и, во всяком случае, не умирали с голода, как это было бы неизбежно при питании М. тамарисковой, которая не содержит в себе азота.
См. Исх. XVI гл.; Иос. Флавий ("Древн.", III, 1); Burckhardt, "Travels in Syria and the Holy Land" (p. 660).
Ср. Манна.
A. Л.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Манна (библ.)" в других словарях:

  • Манна — (библ.) особого рода вещество, которым питались евреи впустыне по выходе из Египта. Когда они, во время странствования, сталииспытывать голод, то подняли ропот на Моисея. На следующее утро пустыняоказалась усыпанною каким то белым крупитчатым… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Манна — Среди израильтян, когда они, выступив из Елима, достигли пустыни Син, начался ропот. Тогда Господь пообещал им: Вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день (Исх 16:4; ср. Втор 8:3; Неем 9:15).… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Иудаистические религиозные представления —          религ. представления, распростр. среди приверженцев иудаизма, сложивш. в общих чертах как монотеистич. религия Яхве в 1 м тыс. до н.э. у древ. евреев. И. р. п. преемственно связаны с зап. семит. мифологией и на ранней стадии представляли …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • АДОРНО —         Визенгрувд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился в Венском ун те; изучал муз. композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. С 1931 …   Энциклопедия культурологии

  • ЛИТЕРАТУРНО–ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ БИБЛИИ — отображение тем Свящ. ПИСАНИЯ в мировой художеств. литературе. Л.  х.и.Б. охватывает все *роды литературные и многие *жанры литературные, имеет долгую историю и большой диапазон от простых *парафразов до вольной переработки свящ. сюжетов.… …   Библиологический словарь

  • ПЯТИКНИЖИЕ — (слав.Пятокнижие), сборник, состоящий из первых пяти книг ветхозав. *канона. Название сборника есть перевод греч. слова PentЈteucoj, «Пять свитков», и впервые встречается в *Послании Аристея к Филократу (ок.200 до н.э.). В христианской Церкви оно …   Библиологический словарь

  • МИФЫ — (от греч. mýthos — повествование, басня, предание), создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием …   Литературный энциклопедический словарь

  • Илия, монах Киево-Печерской лавры; — гравер на дереве, работавший с 1636 г. по 1656 г.; вырезал один целую Библию, состоящую из 133 картинок, почти целый печерский Патерик и множество гравюр для разных изданий. Подписывался он под своими работами: *** ИЛИЯ, ИЛИА А, ИЛИ, ИА, ИНОК… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ГЕРМАНИЯ — (нем. Deutschland). *** *** *** Исторический очерк В истории Г. можно выделить след. осн. периоды: 1) первобытнообщинный строй на терр. Г. и начало зарождения классового общества (до 6 в. н. э.). 2) Раннефеодальный период (6 11 вв.), в котором… …   Советская историческая энциклопедия

  • ИМПРЕССИОНИЗМ — (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети XIX — начале XX вв. Сложилось во французской живописи конца 1860 — начала 1870‑х гг. (название возникло после выставки 1874, на которой… …   Литературный энциклопедический словарь