- Лагарп Jean-Francois
-
(de La Harpe) — известный франц. критик, член франц. акд. (1740-1803). Сначала хотел стать поэтом и неудачно дебютировал в излюбленном тогда жанре "героид". Его трагедия "Warwick" представлена была, в 1763 г., с громадным успехом; в печати Л. предпослал ей письмо к Вольтеру, которое обратило на себя внимание философа своей смелостью и повело к дружеским отношениям между Л. и Вольтером, длившимся до самой смерти последнего. Трагедии Л. "Mélanie" и "Philoctète", поэмы "Tangu et Félime" и "Réponse d'Horace" (ответ на Вольтеровскую Epitre à Horace) слабы и риторичны. Более на своем месте Л. оказался в журналистике. Критика его отличалась большой резкостью; он не щадил ближайших друзей, когда дело шло о вопросах художественного вкуса, и разыгрывал Аристарха, создающего эстетический кодекс. Смерть Вольтера в 1778 г. сделала положение Л. очень тяжелым; отсутствие авторитетной защиты придало смелость многочисленным врагам Л. Его осыпали эпиграммами по поводу трагедии "Barmécide", поносили за то, что вскоре после смерти Вольтера он осмелился произнести строгий приговор одной трагедии своего умершего покровителя и, несмотря на его сдержанные и вполне разумные оправдания, принудили его выйти из редакции "Mercure". Престиж Л. был восстановлен в 1786 г., когда он сделался профессором литературы в новооткрывшемся лицее, предназначенном быть Сорбонной светского общества. Из его чтений, собранных потом в "Cours de Littérature", самыми блестящими были лекции о Расине, проливающие яркий свет на причины того культа, которым окружали имя Расина в XVIII в. В общем Л. оказался в этих лекциях, составляющих его главную литературную заслугу, не столько проницательным критиком, сколько ясно и оживленно излагающим свой предмет профессором. Он развил и применил на практике основные принципы Вольтера и, не обладая блеском и оригинальностью мысли своего учителя, унаследовал отчасти его уменье быть ясным и убедительным. Революция произвела большой переворот в настроении Л. До 1793 г. он был ярым республиканцем, все его идеи носили революционный характер; но, попав в тюрьму во время террора, он вышел из нее "обращенным", сделался верующим христианином и, возобновив лекции в 1794 г., стал громить "врагов совести и нравственности, искусства и литературы". Эта вторая часть лекций слабее первой.З. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.