Крыжанич Юрий

Крыжанич Юрий
ученый хорват, один из первых проповедников идеи панславизма. Род. около 1617 г.; учился в Вене и Болонье, позже изучал в Риме богословие; ездил в Константинополь, откуда скоро возвратился, убедившись в враждебности греков к славянской народности. В 1656 г. К. окончил первый том своего большого труда на латинском языке, в котором он с жаром рассуждает о церковном раздоре: "Bibliotheca Schismaticorum universa" etc. Был ли написан обещанный в заглавии второй том этого труда — неизвестно; первый же том уцелел в римской казанатовой библиотеке в монастыре Santa Maria Sopra Minerva. Там же хранится и сделанный К. перевод на латинский язык сочинений Нила Солунского. В 1657 г. прибыло во Флоренцию русское посольство, с Чемодановым и Постниковым во главе, и у К. явилась мысль отправиться в Россию, чтобы там проповедовать идею славянского единения. Он посетил Флоренцию, виделся с посольством, произведшим на него дурное впечатление, и в Россию отправился только в следующем 1658 г. В Вене К. встретил новое русское посольство, прибывшее туда с поздравлениями к импер. Леопольду, и вскоре после его отъезда двинулся в Россию, через Венгрию, Угорскую и Галицкую Русь. В Львове К. пробыл около 3 месяцев, познакомился с историей и тогдашним состоянием Польши, а также с польской ученой и публицистической литературой. В 1659 г. К. прибыл в Малороссию, где в то время шла борьба между приверженцами Выговского и Юрия Хмельницкого. К. отдался сначала под покровительства Выговского, а затем, когда перевес оказался на стороне Москвы, перешел к Юрию Хмельницкому. Свои политические думы за это время К. выразил в двух сочинениях: "Putno opisanie od Lewowa do Moskwi" и "Besida ko Czerkasom, wo osobi Czerkasa upisana". В первом указываются причины нерасположения малороссов к России, которые автор видит во влиянии ляхов и греков, а также в политике Москвы относительно Малороссии; поэтому автор излагает свои соображения "как нужно обходиться с черкасами и вести дела". Во втором, разделенном на две части: 1) "усмотрение о неволях, которые мы, казаки, имеем терпеть от ляхов"; 2) "усмотрение о Царском Величеству", К. убеждает малороссов подчиниться России, которая берет перевес не случайно, а вследствие исторического хода событий. В Малороссии К. пробыл полтора года и хорошо познакомился с положением страны. Его сочинения сделались известны в Москве, где не могли нравиться его резкие, самостоятельные отзывы и мнения, а потому, лишь только К. прибыл в Москву, как по распоряжению приказа лифляндских дел, 8 января 1661 г., был послан в Тобольск, чтобы "быть ему там у государевых дел, у каких пристойно". Этим была замаскирована ссылка. К. О пребывании его в Тобольске сведений нет. Мы знаем, что здесь жил расколо-учитель Лазарь; познакомился К. также и с протопопом Аввакумом. Дела у К. не было, а потому он всецело отдался литературным занятиям: он привез с собой порядочную библиотеку, которую собрал за границей и по дороге в Москву. Труд его по русской истории, составленный, в Тобольске, на основании иностранных и русских источников (не издан), служил, вероятно, подготовлением к "Политике" К., изданной проф. Безсоновым в "Приложениях" к "Русской Беседе" за 1859 г. и отдельно в1860 г., под неверным заглавием "Русское государство в половине XVII в.". "Политика" написана хорватским языком, но с русскими словами и особенностями; алфавит употреблен латинский, но с отчетливой передачей славянских букв. Значительная часть труда писана по-латыни. К. изображает жизнь русских или вообще славян, сравнивает ее с жизнью других народов, отсюда делает заключение о потребностях и недостатках и предлагает средства к их устранению; разбирает вопрос о народном и государственном богатстве, говорит о торговле, ремеслах, земледелии и добывании металлов, о внешней, военной силе государства; наконец, рисует картину внутренней жизни Руси, как результат ее исторического развития. К "Политике" тесно примыкает другой труд К.: "De Providentia Dei" (изд. Безсоновым в 1860 г., под загл. "О промысле"), где вопрос о победах и поражениях, благосостоянии и бедствиях государства рассматривается с религиозно-догматической точки зрения и главной причиной всех причин, о которой забывают люди, выставляется Промысел Божий, посылающий поражения и другие бичи. Сочинение свое К. посвятил было наследнику престола и надеялся через это достигнуть смягчения своей участи; но не нашлось возможности тогда же отправить труд в Москву. Впоследствии, Крыжанич несколько раз изменял свое посвящение (рукопись сохранилась, но целиком еще не напечатана). Есть сведения, что труды К. все же не остались неизвестными в Москве: они были в царской библиотеке и ходили по рукам у частных людей. В Сибири в 1666 г. К. написал и грамматический труд, за которым Бодянский и Шафарик признают много достоинств: "Граматично изказание об русском иезику" (изд. Бодянским в "Чтен. Общ. Ист. и Древн. Росс.", 1848, I, и 1859, III). Московский собор 1667 г., с его постановлением не перекрещивать католиков при переходе в православие, вызвал чисто-богословский труд: "Об светом крешщеню", в котором К. защищает постановления собора. Известная соловецкая челобитная побудила К. написать на нее обличение: "Соловечска Челобитна, об cyjeвepствy и об раздору". В "письме об освобождении" (litterae pro liberatione), с которым К. обратился к новому наследнику престола Федору Алексеевичу, проводятся те же идеи, что и в "Политике": верховная власть предостерегается от злоупотреблений и от излишнего доверия к иноземцам. Только после смерти Алексея Михайловича, 1676 г., К. удалось освободиться из ссылки и отправиться в Москву. О дальнейшей судьбе К. имеется мало сведений. В письме к царю Федору Алексеевичу, "на счастливое его государское венчание" К. просил, между прочим, отпустить его на родину. Просьба не была тогда же исполнена, хотя и есть известия, что К. умер вне России: когда, где и при каких условиях — неизвестно. Недавно московское общество истории и древностей российских предприняло в своих "Чтениях" издание полного собрания сочинений Юрия К.
Литература: Соловьев, "История России" (т. XI и XIII); Смирнов, "Сербского попа Юрия К. опровержение Соловецкой челобитной", в "Творениях св. отцов" (1860, кн. 4); статья о К. в "Современнике" (1860, август); "Književnici u Hrvatah iz prve polovine XVII vieka s ove strane Velebita" (Загреб, 1869); Даничич, "Gramatika Gjurgja Križanica", в "Rad Jugoslavenske Akademije zuatosti i umjetnosti" (1871, кн. XVI), там же (1872, кн. XVIII) статья Ягича; Безсонов, "Католический священник серб (хорват) Юрий К." (в "Правосл. Обозр.", 1870, три статьи); Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях" (т. 11); Арс. Маркевич, "Юрий К. и его литературная деятельность" (в "Варш. Унив. Известиях", 1876, январь и февраль, и отдельно); статьи проф. А. Т. Брикнера. в "Древней и Новой России" (1876, кн. II и III) и в "Russische Revue" (1876, кн. II); его же ряд статей о К. в "Русском Вестнике", с 1887 г.; Первольф, "Славянская взаимность с древнейших времен до начала XVIII в." (1874).
Н. В.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Крыжанич Юрий" в других словарях:

  • Крыжанич — (Юрий) ученый хорват, один из первых проповедников идеи панславизма. Род. около 1617 г.; учился в Вене и Болонье, позже изучал в Риме богословие; ездил в Константинополь, откуда скоро возвратился, убедившись в враждебности греков к славянской… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Крыжанич — (Юрий) ученый хорват, один из первых проповедников идеи панславизма. Род. около 1617 г.; учился в Вене и Болонье, позже изучал в Риме богословие; ездил в Константинополь, откуда скоро возвратился, убедившись в враждебности греков к славянской… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Крижанич Юрий — см. Крыжанич …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Маркевич, Арсений Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Маркевич. Арсений Иванович Маркевич Дата рождения: 30 марта (11 апреля) 1855(1855 04 11) Место рождения: Брест Литовск, Гродненская губерния, Российская империя …   Википедия

  • Раскол — (об отличии его от ереси см. Ересь). I. Научная разработка вопроса о расколе. Значение раскола в русской жизни. Р., у самих раскольников называемый старообрядством, староверием, возник в половине XVII века; научное исследование его началось,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»