Дюма, Александр (отец)

Дюма, Александр (отец)
(Alexandre Davy de La Pailleterie Dumas) — знаменитый французский романист (1803—70). Отец его был генералом; в жилах его матери текла отчасти негритянская кровь. Оставшись вдовой в 1806 г., мать Д. могла дать сыну весьма скудное образование. Унаследовав от отца атлетическое сложение и много занимаясь физическими упражнениями, Д. приобрел железное здоровье и никогда не изменявшую ему бодрость духа и жизнерадостность, объясняющую как его неутомимость в работе, так и эпикуреизм. Был сначала нотариальным клерком, потом получил место в канцелярии герцога Орлеанского. В 1829 г., следовательно, еще раньше представления "Эрнани" В. Гюго, он дебютировал как драматург большой романтичной драмой "Henri III et sa cour", имевшей блестящий успех, главным образом благодаря обилию сценических эффектов, преувеличенному изображению страстей и необузданности языка, т. е. всем внешним чертам романтизма. Посвятив себя исключительно литературе, Д. поставил на сцену целый ряд драм и комедий (изд. в 1834—36 и 1863—74 гг.): "Christine", "Antony" (наиболее способствовавшую славе Д. как драматурга), "Napoléon Bonaparte", "Charles VII chez ses grands vaissaux", "Richard Darlington", "Teresa", "La Tour de Nesle", "Cathérine Howard", "Angèle", "Don Juan de Marana", "Kean", "Caligula", "Mademoiselle de Belle Isle", "Un mariage sous Louis XV и др. В этих многочисленных пьесах далеко не все принадлежит на самом деле его перу. Д. сам любил говорить, что у него было в течение его литературной карьеры столько же сотрудников, сколько было генералов у Наполеона. Какова была роль этих сотрудников — дело далеко не разъясненное; по мнению защитников Д. (Жюля Жанена, Б. де-Бюри), он пользовался только чужими набросками сюжетов и создавал из них совершенно оригинальные пьесы; другие же, в особенности Мирекур, доказывают документально, что, за исключением "Christine", "Henri III", "Charles VII" и "Antony", заимствованных самим Д. из различных источников, Д. не принадлежит ни одна из пьес, подписанных его именем. Мнение Мирекура подтверждается отчасти процессом, возникшим по поводу "Tour de Nesle" между Гальярде, Жаненом и Д. Каждый из них предъявлял авторские права на пьесу, над которой каждый поочередно работал, а между тем Д. поставил ее на сцену под одним своим именем. Каково бы ни было, впрочем, участие Д. в авторстве известных под его именем пьес, несомненно, что в общей сложности они представляют цельный тип драматических произведений, приближающийся к романтизму только внешними приемами, стремлением к яркости языка и исторического колорита, к воспроизведению обстановки изображаемой эпохи; внутреннего же содержания, анализа душевной жизни, характеров и вообще живых лиц в пьесах Д. очень мало.
Несмотря на громкий успех некоторых пьес Д., затмивший на время даже славу В. Гюго, главный источник популярности Д. кроется, однако, не в них, а в его бесчисленных романах, повестях, дневниках, путевых заметках и т. д. Он написал громадное количество томов о своих путевых впечатлениях, причем не стеснялся давать подробнейшие отчеты о путешествиях по странам, в которых никогда не был. Известнейшие из этих путевых заметок: "Impressions de voyage (en Suisse)", "Excursions sur les bords du Rhin", "Le Speronare", "De Paris à Cadix", "Le Caucase", "De Paris à Astrakan" (много величайших курьезов). Как романист Д. дебютировал короткими новеллами: "Le Cocher de cabriolet", "Blanche de Beaulieu" и др., за которыми последовали более длинные повести: "Le Capitaine Paul", "Ascanio", "Sylvandire" etc. и, наконец, его знаменитые многотомные романы: "Les trois mousquetaires" с двумя продолжениями, "Vingt ans après" и "Dix ans plus tard ou le Vicomte de Bragelonne", "Le Comte de Monte-Christo", "La Reine Margot", "Le Chevalier de la Maison Rouge, "La Dame de Monsoreau" (1846), "Le Bâtard de Mauléon" (1846), "La Comtesse de Charny" (1853—1855) и др. Огромное количество вышедших за подписью Д. томов романов и повестей выдвигает в еще более острой форме вопрос о так называемых сотрудниках Д. Несколько процессов, возбужденных против Д., обнаружили феноменально легкомысленное и бесцеремонное отношение романиста к своим произведениям: выяснено, напр., что он выставлял свое имя на обложке книг, которых он даже не читал, а в процессе 1847 г. доказано было, что за один год Д. напечатал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течение целого года, если бы работал без перерыва днем и ночью. Из бесконечной массы написанного Д. (насчитывается приблизительно 1200 т. его произведений) Мирекур оспаривает у него самое лучшее: "Trois Mousquetaires", "Monte-Christo", "Chevalier de la Maison Rouge" он приписывает О. Макэ, "Ascanio", "Amaury" — Мерису, "Georges" — Мальфилю и т. д. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Д., романы его имеют несомненное "фамильное сходство". Помимо смены вечно новых и разнообразных инцидентов, в них чувствуется общий характер удали, веселья и беззаботности, вполне отражающий личность самого Д. Лучшим романом Д. считается его героическая эпопея о похождениях трех (или, вернее, четырех) мушкетеров, в которой Д. создал (почти единственный среди его произведений) вполне определенный тип д'Артаньяна, остроумного, веселого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьям и вместе с тем отлично охраняющего свои интересы. Любимые герои Д. — доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт и женщин, смелые и здоровые, хватающиеся за рукоять шпаги при каждом удобном и неудобном случае. Этот тип с небольшими видоизменениями повторяется во всех романах Д. и составляет центр интриги. В сравнении с ним женские фигуры в романах Д. слабы и бледны, так же как и в его драмах. Исторические романы Д. ("Balsamo", "Collier de la Reine", "Ange Pitou", "Chevalier de la Maison Rouge") столь же фантастичны, как и романы похождений в роде Монте-Кристо; исторический сюжет служит ему только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него картину. Много зарабатывая, Д. еще больше тратил; он то строит себе великолепный замок Монте-Кристо, то должен скрываться от кредиторов. В 1847 г. он сделался директором "Théâtre Historique", на котором ставил много своих пьес; особенный успех имела "Chevalier de la maison Rouge", из которой заимствована революционная песня 1848 г.: "Mourons pour la patrie". Посде 1848 г. он издавал очень недолго жившую газету "Mois" и вздумал заняться политикой, но его кандидатура в депутаты не имела успеха. В 1854—60 гг. он был редактором "Le Mousquetaire", переименованном потом в "Monte-Christo". В своих мемуарах Д. с большой откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает подробности о себе и о жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Д. была печальная; он был очень стеснен в средствах, обременен долгами и жил в уединении. См. Blaze de Bury, "A. Dumas"; Dubarry, "4 célebrités" (1874); Mirécourt, "Les Contemporains"; A. de Boissieu, "Lettres d'un passant" (1869); Jules Janin, "A. D."
З. Венгерова.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Дюма, Александр (отец)" в других словарях:

  • ДЮМА Александр (отец) — ДЮМА отец (Dumas) Александр (24 июля 1802, Вилле Котре, деп. Эна – 5 декабря 1870, Пюи близ Дьепа), французский писатель. Путь к успеху Отец писателя Александр Дюма Дави де ла Пайери, сын черного раба из Санто Доминго, в наполеоновскую эпоху стал …   Энциклопедический словарь

  • Дюма, Александр (отец) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дюма. Александр Дюма Alexandre Dumas …   Википедия

  • Дюма Александр (отец) — (Alexandre Davy de La Pailleterie Dumas) знаменитый французский романист (1803 1870). Отец его был генералом; в жилах его матери текла отчасти негритянская кровь. Оставшись вдовой в 1806 г., мать Д. могла дать сыну весьма скудное образование.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дюма, Александр (значения) — Александр Дюма: Дюма, Александр (отец) (1802 1870) Дюма, Александр (сын) (1824 1895) …   Википедия

  • Дюма, Александр — Александр Дюма: Дюма, Александр (отец) (1802 1870) Дюма, Александр (сын) (1824 1895) …   Википедия

  • Дюма А. отец — ДЮМА Александр (Alexandre Dumas, 1803 1870), прозванный «Д. отец», французский романист и драматург. Сын республиканского генерала и дочери трактирщика (в роду Д. примесь негритянской крови). Провел детство в городке Вилье Котре, затем в 1823… …   Литературная энциклопедия

  • Дюма Александр (Dumas), отец - биография — Дюма Александр (Alexandre Davy de La Pailleterie Dumas), Дюма отец (1802 1870) Дюма Александр (Dumas), отец Биография Французский писатель романист, драматург. Александр Дюма старший родился 24 июля 1802 в небольшом городке Виллер Котре,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Дюма Александр (Dumas), сын - биография — Дюма Александр (Dumas, Alexandre), Дюма сын (1824 1895) Дюма Александр (Dumas), сын Биография Французский писатель, драматург. Александр Дюма младший родился 28 июля 1824 в Париже. Отец знаменитый французский романист и драматург Дюма Александр… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Дюма Александр (Dumas), отец — Дюма Александр (Alexandre Davy de La Pailleterie Dumas), Дюма отец (1802 1870) Французский писатель романист, драматург. Афоризмы, цитаты Дюма Александр (Dumas), отец биография • Никогда не бывает проявлением трусости подчинение силе, стоящей над …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Дюма Александр — ДЮМА (Dumas) Александр (Дюма отец) (1802 70), франц. писатель. В 30 е гг. на рус. сцене с успехом шли его романтич. драмы «Генрих III и его двор» (1829), «Антони» (1831), «Кин» (1836) и др. В драматургии Д. и Л. обнаруживают сходные черты, а… …   Лермонтовская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»