Де-Роберти

Де-Роберти
де-Кастро де-ла Серда Евг. Валентинов. — философ-позитивист; род. в 1843 г. в Подольской губ. В 1862 г. он окончил Александровский лицей вместе с Г. Н. Вырубовым (см.). До 1868 г. Де-Роберти пробыл за границей, слушая лекции, главным образом по естественным и социальным наукам, в Гиссене, Гейдельберге, Иене и Париже. Тут он стал постоянным сотрудником "La philosophie positive", где в течение 15 лет помещено много его статей. По возвращении в Россию Д. издал "Политико-экономические этюды" (СПб. 1869). В "С.-петербургских ведомостях" времен В. Ф. Корша он поместил много статей разного содержания; потом сотрудничал преимущественно в "Знании" и "Слове". К этому времени относится наделавшая много шуму его полемика с Н. К. Михайловским. Будучи земским деятелем, Де-Роберти стал особенно известен своею речью в Тверском дворянском собрании 20 декабря 1880 г. (напечатана во многих газетах, напр. "Голос" № 352 и 353), где предложил дворянству ходатайствовать о введении представительства. Теперь Де-Роберти живет преимущественно в Париже, сотрудничая в "Revue philos.", "Новостях" и др. Главные труды его: "Мировоззрения крайнего Востока перед судом социологии" ("Знание" 1874, 4); "Наука и метафизика" (тоже, 1875, 5); "Социология" (СПб. 1880; по-французски, Париж, 1881); "Прошедшее философии" (М. 1886; по-французски, в несколько сокращенном виде, "L'Ancienne et la Nouvelle Philosophie", П. 1887); "L'inconnaissable, sa métaphysique, sa psychologie" (П. 1889); "Agnosticisme" (П. 1892); "La recherche de l'unité", (1893). По-русски из последних трудов напечатаны лишь отрывки: "Пессимистические теории познания" ("Вопр. филос. и псих.", кн. 8) и "Монизм Герберта Спенсера", ("Южный сборник в пользу голодающих", Одесса, 1892). Оставаясь приверженцем позитивизма, Де-Роберти, однако, не держится слепо основных положений Конта, и едва ли найдется хоть одно из них, к которому бы он не предложил той или другой поправки. Сосредоточив свое внимание прежде всего на социологии, Д. успел рассмотреть только методологию этой науки. Социология — естественная наука об обществе. Вследствие крайней сложности явлений общественности при изучении их необходим метод, нашедший себе применение в биологии — метод сравнительного и аналитического описания. Философские построения надо изучать с социологической точки зрения, так как между наукой и философией данной эпохи существует строгое соответствие чисто социологического характера. Философские гипотезы постоянно повторяются, так что в них можно подметить три главных типа: материализм (гипотеза о мире неорганическом), сенсуализм (гипотеза о мире органическом) и идеализм (о мире надорганическом). Все три типа одинаково превращают свои частные гипотезы во всеобщие положения и односторонне объясняют всю совокупность явлений. Эта односторонность — необходимое следствие значительных пробелов в цикле отвлеченных наук. В том или другом состоянии знания следует видеть причину возникновения, существования и упадка как религии, так и метафизических систем. Ядро религий и метафизики — область непознаваемого, этот тормоз на пути к полному знанию. Позитивисты отвели слишком незаслуженную роль этой области; необходимо уничтожить этот последний оплот метафизики, что возможно лишь на почве социологи и психологии. Д. нередко иронизирует над "теорией воздержания" позитивистов и вообще над пессимистическими теориями познания. По его мнению, на все вопросы, не исключая и метафизических, научная философия может дать тот или другой ответ. Необходимо только, чтобы в конкретной психологии было отведено особое место продуктам априорного мышления, преимущественно тем, которые играли роль предельных понятий. Развитие философии идет от философии незнания через философские системы, соответствующие полному циклу наук, к научной философии. Но научная философия никак не может сделаться наукой: она основана на завершившемся цикле отвлеченного знания и потому не может ни слиться с этим циклом, ни войти в него как составное звено. Поэтому главное назначение позитивизма состоит в том, чтобы дальнейшей разработкой отвлеченных наук и их специальных философий приблизить время, когда от нынешнего полупонимания мира можно будет перейти к полному и ясному созерцанию общей связи всех явлений. — Работы Де-Роберти встретили самую разнообразную оценку: большинство иностранных критиков (в особенности Vadalà-Papale, Icilio Vanni, Гумплович и др.) придают им громадное значение, большинство же русских (Оболенский, Лесевич, Ткачев и др.) относятся к ним отрицательно.
Я. Колубовский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Де-Роберти" в других словарях:

  • Роберти — (итал. Roberti) итальянская фамилия. Известные носители: Роберти, Франческо (1889 1977) итальянский куриальный кардинал. Роберти, Эрколе де (1450 1496) один из крупных художников феррарской школы …   Википедия

  • РОБЕРТИ Евгений — РОБЕРТИ (де Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (1843 1915) российский социолог и философ позитивист, последователь О. Конта. Сотрудничал с Э. Литтре и Г. Н. Вырубовым. Профессор в Брюсселе (1894 1907) и Санкт Петербурге (1908 15) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Роберти Евгений Валентинович — Роберти (точнее Де Роберт и де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (25.12.1843, с. Казацкое Подольской губернии, ‒ 8.5.1915, Валентиновка Тверской губернии), русский социолог и философ позитивист. Учился в Александровском лицее (Петербург),… …   Большая советская энциклопедия

  • Роберти, Евгений Валентинович — Евгений Валентинович Де Роберти (другое написание: Де Роберти; полная фамилия: Де Роберти де Кастро де ла Серда; 25 декабря 1843, с. Казацкое, Подольская губерния 8 мая 1915, Валентиновка Тверской губернии) российский социолог, философ и… …   Википедия

  • Роберти Евгений Валентинович — Евгений Валентинович Де Роберти (другое написание: Де Роберти; полная фамилия: Де Роберти де Кастро де ла Серда; 25 декабря 1843, с. Казацкое, Подольская губерния 8 мая 1915, Валентиновка Тверской губернии) российский социолог, философ и… …   Википедия

  • РОБЕРТИ Евгений Валентинович — (1843 1915), русский философ позитивист, социолог. Родился 12 декабря 1843 в с. Казацкое Подольской губернии. Окончил Александровский лицей. Учился в Германии. В 1870 е годы сотрудничал в известном парижском журнале Позитивная философия . В 1894… …   Энциклопедия Кольера

  • Роберти, Эрколе де — Эрколе де Роберти Ercole de Roberti Имя при рождении: Ercole de Roberti Род деятельности: художник Дата рождения …   Википедия

  • Роберти, Эрколе — Эрколе де Роберти Ercole de Roberti художник Дата рождения: 1450 Дата смерти: 1496 …   Википедия

  • Роберти Эрколе де — Эрколе де Роберти Ercole de Roberti художник Дата рождения: 1450 Дата смерти: 1496 …   Википедия

  • Роберти Евгений Валентинович — де Роберти де Кастро де ла Серда (1843 1915), социолог и философ позитивист, последователь О. Конта. Родился в России. Долго жил за границей. Сотрудничал с Э. Литтре и Г. Н. Вырубовым. Профессор в Брюсселе (1894 1907) и Санкт Петербурге (1908 15) …   Энциклопедический словарь

  • Роберти (де Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович — (1843—1915), социолог и философ позитивист, последователь О. Конта. Родился в России. Долго жил за границей. Сотрудничал с Э. Литтре и Г. Н. Вырубовым. Профессор в Брюсселе (1894—1907) и Санкт Петербурге (1908—15) …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»