Де-Ветте

Де-Ветте
(De Wette) — известный немецкий богослов (1780-1849), основатель так называемой в библейской критике мифической школы. В Иенском университете слушал, между прочим, лекции Грисбаха и Паулуса, из которых последний уже успел тогда прославиться попытками рационалистического объяснения библейских чудес. Эти попытки, однако, не удовлетворили Д., он занялся исключительно литературной критикой различных книг св. Писания. В 1805 г. он издал диссертацию о "Второзаконии", утверждая, что оно не принадлежит автору других частей Пятикнижия. Ту же мысль, но полнее и обстоятельнее, он развил в изданном в следующем году "Введении в Ветхий Завет", которое смелостью своей критики произвело громадное впечатление. Д. высказывает здесь мнение, сделавшееся основным принципом последующей библейской критики, — именно, что для удостоверения в подлинности священных книг недостаточно одних внешних свидетельств предания, а необходима критика, основывающаяся на самом их содержании. Исходя из этого принципа, он пришел к отрицанию Моисеева происхождения "Пятикнижия", взятого в целом. Оно составляет, в его глазах, национальную эпопею еврейского народа и состоит из отрывков, соединенных в один сборник в различные времена и различными авторами. Так, по его мннию, автор, издавший книгу "Левит", жил позже того, который издал книгу "Исход", а отрывки, составившие книгу "Чисел", были собраны еще позже. Самой поздней частью "Пятикнижия" Д. считает "Второзаконие", изданное уже незадолго до плена вавилонского, в царствование царя иудейского Иосии. Наиболее древние фрагменты "Пятикнижия", по мнению Д., восходят не далее эпохи царя Давида. В 1807 г. Д. был назначен профессором богословия в Гейдельберге. Там он издал свой комментарий на Псалмы, в котором отрицал подлинность многих приписываемых Давиду псалмов и так наз. Мессианские псалмы объяснял соотношением с современными им событиями. В 1810 г. Д. приглашен был в новооткрытый тогда Берлинский университет, где встртился с Шлейермахером. Религия чувства, которую проповедовал последний, нашла горячее сочувствие в Д., который оставался человеком глубоко религиозным. В Берлине Д. написал лучшее свое ученое исследование — "Beiträge zur histor. Kritik. Einleitung in d. Alte Testament", выдержавшее при его жизни 7 изданий. Находя, что в священных книгах евреев, как и в национальных летописях других народов, не все может считаться исторически достоверным, он утверждал, что в них важную роль играет мифология. До сих пор не потеряло значения составлен. Д. "Lehrbuch d. hebräisch-jud. Archeologie" (1814, 4 изд. 1864). Как бы сам испугавшись смелости своих критических суждений касательно св. книг, Д. долго не решался приложить их к книгам Нового Завета и старался найти в религиозной философии опорный пункт для примирения знания и веры. С этой целью он тщательно изучал Гегеля. Но критическая тенденция взяла свое, и в 1826 г. явилось "Einleitung in d. Neue Testament", отличающееся совершенно теми же критическими приемами. Д. отрицает подлинность некоторых новозаветных книг, между прочим Евангелия от Иоанна. В изданном позже "Egsegetisches Handbuch zum Neuen Testament" он хотя и старался опровергать "Жизнь Иисуса", Штрауса, но уже окончательно стал на почву мифизма. Д. написал еще много других сочинений, в том числе два дидактических романа: "Teodor od. die Weihe des Zweiflers" и "Henr. Melchtal oder Bildung und Gemeinheit", в которых он старался в легкой форме изложить свои идеальные воззрения на религию. Последние годы своей жизни Д. был проф. в Базеле. Разлад между убеждениями критического ума и требованиями религиозного сердца выразился всего яснее в стихотворении, найденном в его бумагах после его смерти. Оно начинается словами: "Я сеял семя, но где ж теперь желтеющая нива" (Den Samen hab'ich ausgesät, doch wo ist nun die reife Ernte). Д. пользуется значительной известностью и в нашей богословской литературе, которая при всем отрицательном отношении к нему не могла не оценить его превосходной библейской археологии.
А. Л.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Де-Ветте" в других словарях:

  • Ветте — см. Де Ветте …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Де Ветте, Вильгельм Мартин Леберехт — Вильгельм Мартин Леберехт Де Ветте христианский гебраист и библейский критик. Род. в 1780 г. близ Веймара, среди учителей был Иоганн Гердер. В 19 лет поступил в Йенский университет, где преподавал проф. Грисбах. В 1807 г. был назначен профессором …   Википедия

  • де Ветте, Вильгельм Мартин Леберехт — Вильгельм Мартин Леберехт де Ветте (нем. Wilhelm Martin Leberecht de Wette; 12 января 1780(17800112 …   Википедия

  • ДЕ ВЕТТЕ — В. Де Ветте. Литография. Сер. XIX в. В. Де Ветте. Литография. Сер. XIX в.Де Ветте [нем. De Wette] Вильгельм Мартин Леберехт (12.01.1780, Улла, близ Веймара 16.06.1849, Базель, Швейцария), нем. протестант. богослов и библеист. Богословское… …   Православная энциклопедия

  • Де Ветте — (De Wette) известный немецкий богослов (1780 1849), основатель так называемой в библейской критике мифической школы. В Йенском университете слушал, между прочим, лекции Грисбаха и Паулуса, из которых последний уже успел тогда прославиться… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДЕ ВЕТТЕ Вильгельм Мартин Ле-берехт — (1780 1849) нем. протест. богослов и библеист. Доказал, что в основе Второзакония (см. Пятикнижие) лежит «Книга закона», о к рой в Библии говорится, будто она была найдена в Иерусалим, храме первосвященником Хелкией в царствование Иосии (4 Цар.… …   Атеистический словарь

  • ДЕ ВЕТТЕ — (De Wette) Вильгельм Мартин Леберехт (1780–1849), нем. либерально–протестантский богослов и экзегет. Род. близ Веймара в семье лютеранского пастора. Образование получил в Веймаре и Иене. Проф. на кафедре экзегезы в Гейдельберге (1807–10) и в… …   Библиологический словарь

  • БИБЛЕИСТИКА — историко филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического (т. н. низшая критика; нем. Textkritik; англ. textual criticism, lower criticism) и лит. анализа (нем. Literarkritik, höhere Kritik; англ. higher… …   Православная энциклопедия

  • ПЯТИКНИЖИЕ — (слав.Пятокнижие), сборник, состоящий из первых пяти книг ветхозав. *канона. Название сборника есть перевод греч. слова PentЈteucoj, «Пять свитков», и впервые встречается в *Послании Аристея к Филократу (ок.200 до н.э.). В христианской Церкви оно …   Библиологический словарь

  • Документальная гипотеза — (англ. Documentary Hypothesis) утверждает, что текст Пятикнижия (первых пяти книг Ветхого Завета) приобрел современную форму в результате объединения нескольких первоначально независимых литературных источников (документов). Содержание 1… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»