Абеляр это:

Абеляр
или Абелар (Abailard, Abé lard, Petrus Abalardus) — один из самых прославленных схоластиков и богословов средних веков, род. 1079 г. в дер. Пале близ Нанта. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Уже в весьма молодые годы он слушал лекции Жана Росселина, основателя номинализма, и в 1099 прибыл в Париж, где в то время представитель реализма — Вильгельм Шампосский привлекал слушателей со всех концов света; но вскоре сделался соперником и противником своего учителя. С 1102 года А. учил в Мелюне, Корбеле и С.-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало, чем и приобрел себе непримиримого врага в лице Вильгельма Шампосского. После того, как последний был возведен в звание шалонского епископа, А. в 1113 г. принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. В Шалоне он образовал знаменитых впоследствии людей, из коих наиболее замечательны: папа Целестин II, Петр Ломбард, Беренгар и Арнольд Бресцианский. А. был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотою своего изложения превзошел прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философско - богословских наук. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. А. возгорел пламенною страстью к Э., ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу А. стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюбленные наслаждались полным счастьем, пока страстные песни А. не стали доноситься до слуха Фульбера. Попытка последнего разлучить любовников повела к тому, что А. увез Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом свое согласие. Вскоре, однако, Элоиза возвратилась в дом дяди и отперлась от брака, не желая препятствовать А. в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить А., дабы таким образом по каноническим законам ему прегражден был путь к церковным почестям. После этого А. удалился простым монахом в монастырь в С.-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантеле. Недовольный монастырскими порядками, А. по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги вновь стали возбуждать против него преследования. Его сочинение "Introductio in theologiam" было предано 1121 г. сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осужден на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, А. покинул С.-Дени и выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в С.-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и ее благочестивые сестры по монашеству. Освобожденный наконец папою от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырем, А. наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-С.-Женевьев. Его противники с Бернгардом Клервоским и Норбертом Лаонским во главе достигли наконец того, что в 1140 г. учение его было осуждено и приговор этот утвержден папою с приказанием подвергнуть Абелара заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру, удалось примирить А. с его врагами и с папским престолом. А. умер в 1142 г. в монастыре св. Маркела близ Шалона-на-Саоне. Элоиза, выпросив тело покойного, похоронила его в Параклете, чтобы впоследствии самой лечь возле него. Она умерла в 1164 г. Останки обоих были 1800 г. перенесены в парижский музей (mus é e des Petits-Augustins), оттуда переведены в церковь С.-Жермен-де-Пре (St. Germain-des-Pr è s) и в 1817 г. преданы земле на кладбище Пер-Лашез (P è re-Lachaise). В происходившем споре реализма с номинализмом, господствовавшим в то время в философско-богословской науке, А. занимал совсем особое положение. Он не считал, подобно Росселину Компиенскому, главе номиналистов, идеи (universalia) за простые только поименования или отвлеченности, равно не соглашался с представителем реалистов, Вильгельмом Шампосским, что идеи составляют всеобщую действительность, равно как не допускал того, что действительность общего выражается в каждом отдельном существе. Напротив, А. доказывал и заставил Вильгельма Шампосского согласиться с тем, что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всем ее существенном (бесконечном) объеме, но только индивидуально, конечно ("inesse singulis individuis candem rem non essentialiter, sed individualiter tantum"). Таким образом, в учении этом заключалось уже примирение двух великих противоположностей между собой, конечного и бесконечного, и поэтому Абелара справедливо называли предтечею Спинозы. Но все-таки место, занятое Абеларом по отношению к учению об идеях, остается спорным вопросом, так как А. в своем опыте выступить посредником между платонизмом и аристотелизмом высказывается весьма неопределительно и шатко. Французские ученые большею частью называют его представителем концептуализма. Религиозное учение А. состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, след., и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путем свободного мышления; а потому вера, приобретенная без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности. Впрочем, А. свои философские воззрения развивал только по отношению к учению об этике (в соч. "Nosce te ipsum"), не касаясь церковной догматики. Ср. Гольдгорн, "De summis principiis theologiae Abaelardeae" (Лейпциг, 18 3 8); Борнеман, "Anselmus et Abaelardus sive initia scholasticismi" (Копенгаген, 1840); Бонье, "Ab élard et St. Bernard, la philosophie et l'église au XII-me siè cle" (Париж, 1862); Гайд, "A. und seine Lehre im Verh ä ltniss zur Kirche und ihrem Dogma" (Регенсбург, 1863); Каулих, "Geschichte der Scholastik" (Прага, 1863); Стокль, "Geschichte der Philosophie im Mittelalter" (Майнц, 1864); Прантль "Geschichte der Logik im Abendlande" (Лейпциг, 1861); кроме того: сочинения, в коих описываются собственно романтические отношения между А. и Элоизою, как, напр., Феслер, "A. und Heloise" (Берлин, 1806); Шлоссер, "A. und Duicin" (Гота, 1807); Вильнав, "Ab élard et Hé loise, leurs amours, leurs malheurs, leurs ouvrages" (Париж, 1834); Якоби, "А. und Heloise" (Гамбург, 1860). В числе наиболее замечательных биографий следует упомянуть: Ремюза, "Ab é lard" (Париж, 1845); Вилькен, "Peter A.: eine Studie in der Kirchengeschichte des Mittelalters" (Геттинген, l855). Полное собрание сочинений Абелара издано Кузеном (2 т., Париж, 1849—69); он же издал "Ouvrages in édits d'Abé lard" (Париж, 1836), в коих находится биография и характеристика Абелара.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Абеляр" в других словарях:

  • АБЕЛЯР —         (Abelard, Abailard) Пьер (1079, Падле, 21.4.1142, аббатство Сен Марсель, близ Шалон сюр Сон), франц. философ, теолог и поэт. Учился у Рос целина и Гильома из Шамио. В 1113 открыл собств. школу, привлекшую множество учеников. Трагич.… …   Философская энциклопедия

  • Абеляр — Пьер (лат. Petrus Abaelardus, 1079–1142) знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для истории литературы особый интерес представляют трагическая история его… …   Литературная энциклопедия

  • АБЕЛЯР — (Abelard, Abailard) Пьер (1079 1142), французский философ, теолог и поэт. В споре о природе универсалий (общих понятий) развил учение, названное позже концептуализмом. Рационально мистическая направленность идей Абеляра ( понимаю, чтобы верить )… …   Современная энциклопедия

  • АБЕЛЯР — собств. им. Монах, философ и богослов XI XII ст. Своей известностью он обязан преимущественно любви к прекрасной Элоизе и происшедшим от того страданиям. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Абеляр — ■ Иметь какое либо представление об его философии или же знать названия его произведений не обязательно. ■ Скромно намекнуть, что Фюльбер его изуродовал. ■ Могила Элоизы и Абелара; если вам станут доказывать, что она не подлинная, воскликните:… …   Лексикон прописных истин

  • Абеляр — Жан Виньо, «Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу» Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. Pierre Abailard/Abélard, лат. Petrus Abaelardus; 1079 21 апреля 1142)  знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно… …   Википедия

  • Абеляр — (Abélard, Abailard)         Пьер (1079, Палле, 21.4.1142, аббатство Сен Марсель, близ Шалон сюр Сон), французский философ, богослов и поэт, учился в Париже у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 открыл собственную школу, привлекшую множество… …   Большая советская энциклопедия

  • АБЕЛЯР — [лат. Abaelardus, франц. Abailard, Abélard] Петр (1079, Ле Палле, Бретань 21.04.1142, Клюни), схоластический богослов, философ, логик. В 1094 1106 гг. учился логике и богословию у Росцелина из Компьени и Гильома из Шампо, в 1114 г. у Ансельма… …   Православная энциклопедия

  • Абеляр —         Пьер (1079 1142)         философ схоласт и богослов. С 1113 преподаватель теологии в Париже. Основоположник диалектической схоластики. Основной труд книга «Да и нет» («Sic et non»), показывающая противоречивость суждений церковных… …   Словарь античности

  • АБЕЛЯР — (Abelard, Abailard), Пьер (1079 1142) один из представителей ранней гор. культуры, в к рой нашла свое отражение революц. оппозиция феодализму со стороны городов Франции. Занимает видное место в истории ср. век. свободомыслия. Родом из Бретани,… …   Советская историческая энциклопедия



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»