- Гельст Бартоломеус
-
(Ван-дер-Helst) — один из величайших голландских портретистов (1613-1670). Сохранилось очень мало достоверных биографических о нем сведений; только известно, что почти вся художественная его деятельность происходила в Амстердаме. Его самые большие картины, содержавшие до 25 фигур, хотя состоят из групп, искусно составленных, равно как и другие, гораздо меньшие, по замыслу и исполнению остаются портретными; историческими они могут быть названы лишь потому, что иногда изображают лица, имена которых остались в истории. Отличительные художественные качества Г. суть большая правильность рисунка, жизненность и выразительность не только лица, но и целых фигур, размещенных без всякой принужденности. Руки были изображаемы с индивидуальной для каждого портрета точностью; часто в этом последнем отношении ставят Г. выше знаменитого Ван-Дейка. Технические особенности живописи весьма высокого достоинства. Единственный недостаток, находимый в произведениях Г., относят к слишком тщательному изображению второстепенных в портрете вещей; как будто бы в этом художник сообразовывался более с требованиями заказчиков, чем художественного единства, обязывающего подчинять второстепенное главному. Сюда относятся частности одежды, кубки и другие принадлежности стола. Иногда желание придать слишком большое значение фигурам, помещенным на втором плане, отражалось на воздушной перспективе, недостаточно их удалявшей. Празднества стрелков, присуждение призов, фигуры управителей и попечителей богоугодных заведений, синдиков городских корпораций и других более простых граждан — вот главнейшие неразнообразные сюжеты картин Г.; но все эти фигуры живут и переносят нас в отдаленные времена. Произведения Г. украшают многие галереи; одна из самых больших и замечательнейших композиций находится в Амстердаме и состоит из 24 фигур; там же находится знаменитый "Ночной дозор" Рембрандта, так что посетители могут проводить непосредственно сравнение между обоими художниками, по их произведениям (см. Рембрандт). Место Г. весьма высокое в голландской школе, но все же ниже, чем Рембрандта. Живопись Г. сравнительно сохранилась, в чем можно убедиться и по картинам его, хранящимся в галерее Эрмитажа, где он превосходно представлен семью произведениями, из которых важнейшие суть: "Представление новобрачной родителям новобрачного", "Семейный портрет" (изображающий группу из пяти поколенных фигур, считавшийся некогда портретом семейства живописца П. Поттера), "Новый рынок в Амстердаме" (картина, по содержанию необычайная для художника, так как в ней играют главную роль съестные припасы). Несмотря на блестящий успех Г. среди современников и его высокое место в голландской живописи, он не имел таких учеников, которые заслужили бы внимание потомства.Ф. П.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.