- Гамбале Эммануэле
-
музык. теоретик. Он пропагандировал реформу нашего нотного письма применительно к хроматизму: вместо 7 знаков он предлагал 12, так что полутонные знаки являлись бы не зависимыми от основного тона, а самостоятельными. По теперешней нотации основными тонами являются--------------------------------------------------------------------------| с | d | e | f | g | а | h ||-------------------------------------------------------------------------|| 1 | 2 | 3 4 | 5 | 6 | 7 | |--------------------------------------------------------------------------по 12-значному письму самостоятельное значение имел бы такой ряд------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| с | cis | d | dis | e | f | fis | g | gis | a | b | h ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------В новейшее время к такому проекту вернулись. Г. написал подробное изложение своей системы в книге "La riforma musicale etc." (1840) и практическую ее применимость доказывал в "La prima arte delle riforma musicale etc." (1844).См. Hans Sacher, "Unsere Tonschrift" (1903), K. M. Bässler, "Die neue deutsche Tonschrift" (Sonderbeilage zum "Klavier-Lehrer", 1904, № 21); Georg Capellen, "Siebenton-oder Zwölftonschrift? Alte oder neue Tonnamen" (в "Neue Musikalische Presse", Вена, 1900, тетр. 3 и сл.)
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.