Винкельман Иоганн-Иоахим

Винкельман Иоганн-Иоахим
(Winckelmann) — знаменитый основатель археологии классического искусства, род. в Стендале, в Бранденбургской обл., 9 декабря 1717 г. Сын бедного сапожника, он, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, прошел курс одной из берлинских гимназий и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью. После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах; в 1743 г. принял должность конректора в зеегаузском училище, но по прошествии пяти лет отказался от нее и поступил в библиотекари к гр. Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нем горячую любовь к классической древности и отвращение от стиля рококо, господствовавшего в тогдашней немецкой архитектуре и пластике. Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 г. В. решился на этот важный шаг, на следующий год очутился в вечном городе, где сблизился с живописцем Раф. Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков. Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркулана и Помпеи, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм бар. Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию "Истории античного искусства" — главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 г., вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного "Заметками об истории искусства" и впоследствии переведенного на французский и др. языки. Побывав еще раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены; смутная тоска и предчувствие какой-то беды побудили его расстаться здесь со своим спутником и вернуться назад, в Италию. По пути туда случай свел его неподалеку от Триеста с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Этот последний, притворившись любителем искусства, втерся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нем медалями и деньгами. В Триесте, где В. остановился на несколько дней в ожидании судна, которое отвезло бы его в Анкону, негодяй попытался привести свой гнусный замысел в исполнение и в номере гостиницы нанес ученому несколько ран ножом, от которых тот и умер 8 июня 1768 г. Заслуга В. заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система. По В—ну, главной задачей искусства должно быть "прекрасное", которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в ее основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Придавая, таким образом, значение не столько содержанию художественной идеи, сколько красоте формы и правильности рисунка, В., разумеется, не мог ценить по достоинству художественные произведения Средних веков и начальной поры эпохи Возрождения. Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, еще следующие: "Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst" (1753), "Sendschreiben über die Gedanken von der Nachahmung" и принадлежащие к этому труду "Дополнения" (1756), "Anmerkungen über die Baukunst der Alten" (1761), "Abhandlungen von der Empfindung der Schönen" (1763), "Versuch einer Allegorie" (1766) и находящееся в связи с "Историей искусства" обширное издание: "Monumenti antichi inediti" (1767, 1768 и 1821). Полное собрание сочинений В. издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808—1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на сочинения: В. Гете, "W. und sein Jahrhundert" (1805) и Justi, "Leben W." (1866—1872). На русском языке см. этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891).
А. С—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Винкельман Иоганн-Иоахим" в других словарях:

  • Винкельман, Иоганн Иоахим — Иоганн Винкельман Johann Joachim Winckelmann …   Википедия

  • Винкельман Иоганн Иоахим —         (Winckelmann) (1717 1768), немецкий историк античного искусства. По образованию богослов; учился в Берлине (1735 36) и Галле (1738 40). Выступая с позиций просветительской философии против безыдейного аристократического искусства XVIII в …   Художественная энциклопедия

  • Винкельман Иоганн Иоахим — (Winckelmann) (1717 1768), немецкий историк искусства. В своей главной работе «История искусства древности» (1763) впервые отказался от традиционных описаний творчества отдельных мастеров и художественных школ ради рассмотрения процесса… …   Энциклопедический словарь

  • Винкельман Иоганн Иоахим — Винкельман (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9.12.1717, Стендаль, Магдебург, ‒ 8.6.1768, Триест), немецкий историк античного искусства. По образованию богослов; учился в Берлине (1735‒36) и Галле (1738‒40). В 1748‒54 служил библиотекарем у графа Бюнау …   Большая советская энциклопедия

  • Винкельман, Иоганн Иоахим — ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (1717 68), немецкий историк античного искусства, которое анализировал с позиций философии Просвещения. Идеал Винкельмана древнегреческая скульптура середины 5 в. до нашей эры (так называемого века Перикла).… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Винкельман Иоганн Иоахим — Иоганн Винкельман, портрет работы Рафаэля Менгса, после 1755 Иоганн Иоахим Винкельман (нем. Johann Joachim Winckelmann, 9 декабря 1717, Штендаль, Саксония Анхальт 8 июня 1768, Триест) немецкий искусствовед, основоположник современных… …   Википедия

  • ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим — (Winckelmann, Johann Joachim) (1717 1768), немецкий антиквар и историк античного искусства. Сын бедного сапожника, родился в Штендале 9 декабря 1717. Несмотря на бедность, в 1735 Винкельман получил возможность посещать прекрасный берлинский… …   Энциклопедия Кольера

  • Винкельман, Иоганн Иоахим (Winkelmann) — (1717 1768)    виднейший немецкий искусствовед, антиковед. Основные его работы: «Мысли о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» (1755), «История искусства древности» (1764), «Неизданные памятники» (1767). В центре внимания всех… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Винкельман Иоганн Иоахим — (Winckelmann) знаменитый основатель археологии классического искусства, род. в Стендале, в Бранденбургской обл., 9 декабря 1717 г. Сын бедного сапожника, он, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, прошел курс одной из берлинских… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Винкельман Иоганн — (Winckelmann) Винкельман Иоганн Иоахим (Winckelmann, Johann Joachim) (1717 1768) Немецкий историк античного искусства, археолог. Получил богословское образование. Учился в Берлине (1735 1736), в Галле (1738 1740). С 1755 служил в Риме. С 1763… …   Сводная энциклопедия афоризмов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»