Августин (Аврелий)

Августин (Аврелий)
один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христ. церкви, род. в Тагасте, в Африке, 13 нояб. 354 г. Первоначальным своим образованием он обязан своей матери — христианке Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником. В молодости своей А. был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь после чтения "Hortensius" Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но, не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел в отчаяние, и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. — в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь благодаря тамошнему епископу Амвросию он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство в связи с чтением посланий ап. Павла произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию катол. церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). На Пасху 387 г. А. вместе с своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав все свое имущество и почти совершенно раздав его бедным, некоторое время провел в строгом уединении главою духовной общины и в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящен в епископы в Гиппоне.
Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперед определил дух и направление не только Африканской, но и всей Западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и в особенности против донатистов и др. еретических сект наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Еще важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами. Он † 28 авг. 430 г. во время первой осады последними Гиппона.
Останки А. были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королем лонгобардов, и погребены в Павии, в церкви Св. Петра. В 1842 г. с согласия Папы они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника А., воздвигнутого ему на развалинах Гиппона франц. епископами.
Сочинения Августина автобиографического, полемического и гомилетико-экзегетического содержания изд. в Париже (11 ч., в 8 т., 1689—1700); в Антверпене (12 ч., в 9 т., 1700—3) и в последнее время бенедиктинцами (11 т., Пар., 1835—40). Замечательнейшие из этих соч.: "De civitate Dei libri XXII", изд. Штранге (2 т., Кельн, 1850—51) и Домбартом (2-е изд., 12 т., Лейпц., 1877), переведенное Зильбертом (2 т., Вена, 1826), и "Confessiones", автобиография его, изд. Неандера (Берл., 1823), Брудера (Лейпц., 1837 и 1869) и Карла фон Раумера (2 изд., Гютерсло, 1876) в переводе Греннингера (4 изд., Мюнстер; 1859), Зильберта (5 изд., Вена, 1860) и Раппа (7 изд., Гота, 1878). Кроме того, заслуживают упоминания его "Meditationes" и "Soliloquia" (изд. Вестгофом, Мюнстер, 1854) и "Enchindion", или "Manuale" (изд. Крабингера, Тюб., 1861). Перевод его "Избранных сочинений" выходит в "Bibliothek der Kirchenväter" (т. 1—8, Кемпт., 1869). Недавно в библиотеке Грейфсвальда были найдены два до сих пор еще не изданных небольших сочинения A. ("Tractatus de persecutione malorum in bonos viros et sanctos" и "Tractatus de omnibus virtutibus". По-русски существ. московское издание 1788 г. "Избранных сочинений Авг." в 4 томах. Некоторые его слова и увещания перев. в "Христианском чтении" и "Воскресном чтении".
Литература: Клот, "Der heil. Kirchenlehrer A." (2 т., Аахен, 1840); Биндеман, "Der heilige A." (Берл., 1844); Пужула, "Vie de St. Augustin" (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847); Дорнер, "Aug., sein theol. System und seine religionsphilos. Anschauung" (Берл., 1873).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Августин (Аврелий)" в других словарях:

  • Августин, Аврелий — Августин оригинальное имя Аврелий Августин родился 13 ноября 354, Тагаст, Нумидия …   Википедия

  • Августин Аврелий — Августин оригинальное имя Аврелий Августин родился 13 ноября 354, Тагаст, Нумидия …   Википедия

  • АВГУСТИН АВРЕЛИЙ —     АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (Aurelius Augustinus) (13.11.354, Тагаста, совр. Сук Арас, Алжир 28.08.430, Гиппон, совр. Аннаба, Алжир), крупнейший представитель латинской патристики, сыгравший важную роль в истории европейской философии, в т. ч. и как… …   Античная философия

  • Августин, Аврелий — (лат. Augustinus) (354 430 н.э.)    латиноязычный христианский писатель, выходец из Нумидии (Сев. Африка). Изучал риторику, впоследствии преподавал ее в Карфагене, Риме и Милане. Назван католическими богословами «блаженным». Как богослов и… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Августин Аврелий — Блаженный (Augustinus Sanctus) (354 430), христианский богослов, отец Церкви, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Северная Африка); родоначальник христианской философии истории (сочинение «О граде Божием»); «земному… …   Энциклопедический словарь

  • Августин Аврелий Августин Блаженный — (354 430) крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви». Он оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневековья. Годы жизни Августина пересекаются с годами жизни Прокла и даже приходятся на… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • Августин Аврелий — один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви; род. в Тагасте, в Африке, 13 ноября 354 г. Первоначальным своим образованием он обязан своей матери христианке Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АВГУСТИН, АВРЕЛИЙ — •Augustinus, Aurelius, родился в 354 г. в Тагасте, сын патриция и благочестивой Моники, получил образование в Мадавре и Карфагене, сначала был учителем риторики в Африке, затем в Риме и Милане. Усвоив основательнейшим образом христианское… …   Реальный словарь классических древностей

  • Августин Аврелий —    • Augustinus, Aurelius,          родился в 354 г. в Тагасте, сын патриция и благочестивой Моники, получил образование в Мадавре и Карфагене, сначала был учителем риторики в Африке, затем в Риме и Милане. Усвоив основательнейшим образом… …   Реальный словарь классических древностей

  • Августин Аврелий —         (род. в 354 в Тагасте, ум. 28. 08. 430 в Гиппоне, Нумидия); сын языч. городского магистрата и христианки Моники. Юношей А. изучал риторику. Знакомство с «Гортензием» Цицерона привело его к занятиям философией. В течение мн. лет являлся… …   Словарь античности


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»