Эйнгард

Эйнгард
(Einhart, Einhard, Eginhardus) — знаменитый средневековый писатель, историк, один из младших деятелей так наз. "каролингского Возрождения", воспитавшийся под влиянием духовной атмосферы, созданной старейшими сотрудниками Карла Вел. по культурной работе, сильно увлекшийся движением и являющийся одним из блестящих представителей второго поколения этого "средневекового Ренессанса". Э. родился в восточной части франкского государства, в Зарейнской Германии (Maingau), в семье благородного происхождения, около 768—770 гг. Он получил образование в Фульдском монастыре; впоследствии исполнял там же обязанности "скриба" (в архиве монастыря сохраняются документы, связанные с его именем). Аббат Баугульф, оценив выдающиеся дарования юноши, отправил его (около 794 г.) ко двору Карла Вел. для пополнения его знаний. Он посещал там придворную школу семи свободных наук, а потом вошел в "Палатинскую академию" и сделался крупным носителем того умственного движения, которым она руководила. Друзья уважали его за ученость, любили за доброту и приветливый нрав, приятельски посмеиваясь над его некрасивой внешностью (так как он был мал ростом, его прозывали Homuncio или Nardulus). Теодульф в одной из своих поэм говорит, что "Нардул бегает мелкими шажками взад и вперед, как муравей, но в его маленьком тельце обитает великий дух". Э. был силен не только в прозе и поэзии, но и в пластике: он руководил постройкой императорского дворца в Аахене и был одно время, по-видимому, старшим придворным архитектором. Искусство его в зодчестве заслужило ему в Палатинской академии прозвище Веселила (имя библейского строителя скинии). Умом и эрудицией, а также честностью и справедливостью Э. завоевал привязанность и доверие императора, за что добросовестно платил ему постоянным служебным трудом и твердой верностью. На него возлагались нередко важные политические поручения: так, в 806 г. он был отправлен послом к Папе, чтобы выхлопотать одобрение предположенного Карлом раздела империи между сыновьями. Людовик Благочестивый, еще при жизни отца коронованный (кажется — по совету Э.) соимператором, относился к Э. с такой же благосклонностью, как и его отец, часто обращаясь к нему за советами и пользуясь во время распри с сыновьями его авторитетом, чтобы склонять последних к примирению и уступкам. В Мюльгейме-на-Майне Э. основал обитель Зеелигенштадт, в которой часто и подолгу живал, изредка возвращаясь ко двору. В 817 г. Людовик назначил Э. советником сыну своему Лотару; но когда Э. убедился, что обстоятельства запутываются все безнадежнее и шум междоусобий все более заглушает его голос, взывавший к праву и согласию, он окончательно удалился в зеелигенштадтское уединение, где и умер, занимая пост аббата, 14 марта 840 г. Главным источником для знакомства с жизнью Э. является предпосланный Walafrid'ом (его современником) тексту главного его сочинения интересный пролог (изд. Яффе). От Э. осталось несколько сочинений. Самым замечательным из них, несомненно ему принадлежащим и вполне законченным, является биография Карла Великого — "Vita Caroli". Ранке говорит, что было большим счастьем для Э. найти такой достойный объект для исторической работы: изображая жизнь Карла, он с благодарностью увековечивал духовный образ того, кто так много сделал ему добра, и одновременно создавал своим произведением для себя вечную память в потомстве. Задумывая писать биографию императора (она появилась вскоре после смерти последнего, до 820 г.), Э. не столько имел в виду дать точный и детальный рассказ о всей совокупности фактов царствования Карла, сколько стремился составить литературно-красивую характеристику и нарисовать психологически яркую фигуру своего героя. Обладая хорошим знанием древнеклассической литературы, Э. избрал для себя образцом биографии римских императоров Светония, подражая этому писателю и в языке, и в способе группировки материала, и в самой концепции исторической работы. Это стесняло самостоятельность творчества и, может быть, невольно ослабляло достоверность повествования внесением в построение и изображение известного риторического элемента. Но, с другой стороны, изучение римских историков, представителей высокой культуры, расширяло кругозор писателя и обогащало содержание произведения, обращая мысль таким вопросам и сосредоточивая ее около таких подробностей, которые, может быть, ускользнули бы от внимания средневекового человека. От рабского отношения к оригиналу Э. освобождало влияние того христианского мировоззрения, в котором он был воспитан и которое открывало ему новые точки зрения. Точно так же действовало на него и свежее чутье современной жизни, которым он, несомненно, был богато одарен. "Vita Caroli" — во всяком случае не официальный панегирик, а серьезное историческое сочинение, написанное не только горячо и любовно, но искренно и правдиво, с тем чувством меры, которое вместе с уважением к истине составляло фон натуры Э. Хотя в ней немало ошибок, хронологических и фактических, и хотя оно не обнаруживает в авторе твердого критического отношения к предмету и материалу — тем не менее, это очень ценный исторический памятник, освещающий личность и деяния великого человека и вышедший из-под пера превосходно осведомленного, талантливого и добросовестного автора. Ни в каком другом источнике нельзя также найти таких многочисленных и интересных сведений о жизни окружавшего Карла Великого двора. В литературном отношении "Жизнь Карла" — один из лучших продуктов каролингского Возрождения. Уже во время жизни Э. сочинение его приобрело известность. Еще молодой тогда Луп читал его с восхищением. Валафрид разделил его на главы и снабдил упомянутым выше важным предисловием. В продолжение всего средневековья оно оставалось одной из распространеннейших книг, о чем свидетельствует большое число до наших дней сохранившихся рукописей (свыше 80). Э. составил еще два второстепенных сочинения по церковной истории: "Translatio SS. Marcellni et Petri" (сост. в 830 г.) и "Acta SS. Marcellini et Petri". В них содержатся интересные данные о религиозных настроениях, верованиях и церковных обрядах эпохи Э. Затем он написал еще небольшой богословский трактат "De adoranda cruce" и оставил коллекцию писем (epistolae), интересных для изучения его личности, его друзей и окружающего его общества. Долго ему приписывалось участие в составлении обширного и важного исторического памятника, первостепенного источника для истории времени Карла Великого и его ближайшего преемника: так называемой, большой Лоршской летописи ("Annales Laurissenses maiores"). Черты его руки находили в исправленной редакции текста этих аннал, заключающей повествование о годах 741—801, и в продолжении, рассказывающем о годах 801—829. Одно время эти части всего летописного целого и обозначались именем annales Einhardi. Впоследствии по этому поводу поднялась полемика, в которой приняли участие многие историки Германии и Франции (сущность и ход контроверзы изложены у Ваттенбаха (см. ниже). В результате, хотя еще и теперь существуют сторонники мнения о принадлежности Э. указанной части названной хроники, но большинство ученых (и на серьезных основаниях) склонно к отрицанию этой гипотезы и большие Лоршские анналы признаются плодом официально предписанной работы нескольких придворных летописцев (вероятно, клириков императорской капеллы), имевших доступ в государственные архивы; поэтому хроника теперь обыкновенно именуется annales regii.
Литература об Э. довольно обширна; она очень полно указана, равно как и издания его сочинений, с обозначением лучших, у A. Molinier, "Les sources de l'histoire de France" (т. I, П., 1902, стр. 197—200). См. еще W. Wattenbach, "Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter" (6 изд., т. I, Б., 1893) и ст. С. Bayet: "Eginhard" в XV т. "Grande Encyclopédie" (у обоих богатая библиография).
Ив. Гр.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Эйнгард" в других словарях:

  • Эйнгард — (Эйнгард, Эйнхард, Эгингард) (770 840) деятель «Каролингского возрождения». Происходил из Франконии, учился в школе Фульдского монастыря, после окончания которой в 90 х гг. был направлен аббатом мо наствфя в Ахен, ко двору франкского короля Карла …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Эйнгард — (Einhard), Эгингард (Eginhard) (около 770  840), деятель «Каролингского возрождения». Апологетическое сочинение «Жизнь Карла Великого». * * * ЭЙНГАРД ЭЙНГАРД (Еinhard; Эгингард, Eginhard) (около 770, Майнгау, Франкония 14 марта 840, Зелингенштадт …   Энциклопедический словарь

  • ЭЙНГАРД — (Einhard) (ок. 770 840), иногда называемый Эгингардом, франкский историк и биограф Карла Великого. Родился в долине Майна в знатной семье, учился в Фульдском монастыре и в дворцовой школе. Выдающийся светский ученый, он был окружен глубоким… …   Энциклопедия Кольера

  • Эйнгард — Первое издание Vita Caroli. Кёльн. 1521. Изображены Карл Великий и Карл V Эйнхард или Эгингард (ок. 770, Майнгау 14 марта 840, монастырь Зелигенштадт) франкский учёный, деятель «Каролингского возрождения», историк, настоятель монастыря… …   Википедия

  • ЭЙНГАРД (Einhard) — Эгингард (Eginhard) (ок. 770 840), деятель Каролингского возрождения . Апологетическое сочинение Жизнь Карла Великого …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эйнгард —         Эйнхард, Эгингард (Einhard, Eginhard) (ок. 770, Майнгау, 14.3.840, Зелигенштадт), деятель «Каролингского возрождения» (См. Каролингское возрождение), сподвижник Карла Великого. Получил образование в школе Фульдского монастыря. При дворе… …   Большая советская энциклопедия

  • Эйнгард — (Einhart, Einhard, Eginhardus) знаменитый средневековый писатель, историк, один из младших деятелей так наз. каролингского Возрождения , воспитавшийся под влиянием духовной атмосферы, созданной старейшими сотрудниками Карла Вел. по культурной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЭЙНГАРД — Эйнхард, Эгингард (Einhard, Eginhard) (ок. 770 14.III.840), деятель Каролингского возрождения . Получил образование в школе Фульдского монастыря. В 90 х гг. 8 в. был направлен аббатом монастыря ко двору Карла Великого, где обратил на себя… …   Советская историческая энциклопедия

  • Эйнгард —         или Эгингард (Einhard, Eginhard) (770–840), ученый, происходил из знатной франкской семьи, воспитывался в монастыре Фульда, пользовался особым доверием императора Карла Великого, который сделал его аббатом неск. монастырей. Сочинение Э.… …   Словарь античности

  • Эйнгард Э. — Э́ЙНГАРД (Einhard) Эгингард (Eginhard) (ок. 770–840), деятель Каролингского возрождения . По поручению Карла Великого руководил постройкой собора в Ахене, дворца в Ингельхайме и др. Апологетич. соч. Жизнь Карла Великого …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»