- Шорное мастерство
-
Шорники изготовляют из кожи сбрую, ремни, чемоданы, дорожные мешки и отделывают экипажи кожей и обивкой; кошельки, бумажники, портмоне и т. п. вещи составляют переход к футлярной и переплетной работе (см.). Главное отличие в приемах работы шорников от приемов сапожников (см.) заключается в употреблении иглы для швов: шов сапожника должен быть плотный, не пропускающий ни пыли, ни воды, нитка должна вполне заполнять прокол, поэтому игла тут не годится, а шорник не связан этим условием. Для настоящего шва в две нитки шорник прокалывает кожу плосковатым шилом, просовывает в прокол одновременно две тупоносые иглы с двух противоположных сторон и затягивает каждый стежок обеими руками. Просовывать вторую иглу, когда первая уже вынута, неудобно: она может пройти сквозь волокна нити, и тогда затянуть стежок будет невозможно. Вдернув в иглу нить, шорник раскручивает ее возле ушка и, продернув свободный конец, снова закручивает; поэтому нить не может больше выскочить при затягивании. В тонкой коже шьют и на обыкновенный манер: "вперед иголку", "назад иголку", "через край"; толстую кожу сшивают иногда "в стык", направляя с одной стороны стежки перпендикулярно к стыку, а с другой накрест, иногда даже в половину толщины, так что снаружи шва не видно. Швейные машины для Ш. подобны сапожным; обыкновенно употребляется система Зингера. При шитье работу обыкновенно зажимают в деревянные тиски, укрепленные на скамье, на которой работник сидит верхом, так что разрез губ приходится вдоль скамьи. Иногда тиски сжимаются винтом, а в других случаях рычагом и подножкой, на которую рабочий нажимает ногой. Для нарезки ремней служит особый нож, снабженный дощечкой, переставляемой параллельно лезвию и скользящей во время работы по прямолинейному краю кожи, чтобы ширина выходила неизменной. Для уравнивания толщины ремень продергивают через особый инструмент, снабженный лезвием наподобие столярного рубанка, срезывающим все излишнее против толщины, на которую оно установлено. Машинные передаточные ремни делают из хребтовой части хорошо выдубленной воловьей кожи, концы кусков, накладываемые один на другой, заостряют ("шерфуют") особым инструментом наподобие рубанка, склеивают и затем сшивают сыромятными ремешками, на заостренные концы которых надевают вдвое сложенные полоски очень тонкой жести вместо иголки. Для склеивания рекомендуют 1 часть гуттаперчи, распущенной в смеси скипидара и бензола, с примесью 1/4 части цинкового купороса, для более быстрого высыхания. Употребляют и хороший столярный или рыбий клей с небольшим количеством глицерина; перед склеиванием смывают с поверхности жир бензином. Для получения прочной склейки необходимо в обоих случаях зажать между нагретыми пластинами до засыхания. При изготовлении чемоданов начинают с кройки картона, при помощи ножа или машинных ножниц (см.), затем оклеивают на мучном клейстере подкладкой внутри и кожей или холстом снаружи, проклеивают крахмалом, чтобы лак не впитался, лакируют и потом уже сшивают по краям и приклепывают металлическую обивку. Деревянные сундуки обыкновенно обтягивают холстом, проклеивают его клейстером и потом красят масляной краской и лакируют. Сбруя и другие изделия Ш., подвергающиеся дождю, приходится оберегать от порчи особыми приемами. Грязь и пот надо часто обмывать водой и щеткой с мылом и вытирать насухо куском фланели. Белую кожу натирают белой глиной и выколачивают избыток порошка. Черную окраску кожи обновляют настоем железа в уксусе, с прибавкой гуммиарабика и натирают смесью сала и ворвани. Иногда, когда сало впитается, покрывают сбрую спиртовым лаком из шеллака и венецианского терпентина, однако лак способствует скорой порче кожи. Цель смазывания жиром: разъединить волокна кожи и не дать им слипаться непосредственно, как в невыделанной коже, когда дубильное вещество понемногу вымывается водой. Поэтому смазка должна не высыхать с течением времени, так что растительные масла не годятся, сало и ворвань лучше; еще лучше, но дорога мазь из ланолина (жирного вещества овечьего пота, вымываемого из шерсти), но всего целесообразнее тяжелые нефтяные масла. Из них составлена "мазакса" генерала В. И. Дьякова, испытанная в военном ведомстве и действительно достигающая своей цели.В. Лермантов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.