- Шербург
-
(Cherbourg, лат. Caesaris burgum, стар. Cherburgium) — город во французском департаменте Ла-Манш, важнейшая военная гавань северной Франции, на берегу Ла-Манша, в глубине широкой (18 км) бухты, образуемой полуостровом Котантен и мысом Ла-Гог. Жителей 40 тысяч.Город состоит из старинной части, расположенной вокруг коммерческой гавани при устье речки Диветт, и военной гавани, окруженной укреплениями арсенала. Коммерческая гавань состоит из открытого в бухту переднего бассейна и закрытого шлюзами внутреннего бассейна. Вход в передний бассейн (300 м длины и 200 м ширины) образуют два мола (один 393 м, другой 145 м длины); на оконечности каждого мола по маяку. Внутренний бассейн (418 м длины и 126 м ширины) снабжен сухим доком и эллингами. Военная гавань была проектирована в 1687 г. Вобаном, но лишь в 1738 г. была выполнена часть намеченных в планах Вобана сооружений. Наполеон I приказал снести эти сооружения, которые могли при благоприятном ветре укрыть до 40 линейных судов, и заложить новую военную гавань в западной части бухты. Грандиозный проект Наполеона I был закончен при Наполеоне III. В 1813 г. был открыт лишь передний бассейн (9,5 м глубины), открывающийся в бухту без шлюза; в 1829 г. был окончен северный закрытый шлюзами бассейн (Карла X), имеющий 291 м в длину, 217 м в ширину. 9—10 м в глубину. Задний (Наполеона III) бассейн открыт был в 1858 г.; имеет 420 м в длину и 200 м в ширину и сообщается шлюзами с обоими предыдущими бассейнами. Задний бассейн служит для верфи: на западной его стороне воздвигнуты 7 эллингов и 1 сухой док, на северной — 4, на южной — 2 сухих дока. Вокруг бассейнов сосредоточены разнообразные заводы и мастерские морского ведомства; за ними следуют склады, казармы, арсенал, и все это окружено укреплениями (9 бастионов), заканчивающимися на берегу фортом Дю-Гомет. На противоположной, северо-восточной оконечности города расположен форт Де-Фламан, а между ними редут Де-Турлавиль и форт Лонгле (перед коммерческой гаванью). Перед военной и коммерческой гаванями простирается Шербургский рейд, защищаемый с моря грандиозным каменным молом-волноломом (3638 м длины, 60 м ширины и 9,3 м высоты над уровнем воды). Посредине мола центральный форт, на обеих оконечностях по форту с маяком. Против Западного форта, на скале, форт Шавеньяк; между ними и под их защитой западный вход (1000 м ширины) в рейд; против восточного форта на острове Пелэ — форт Насиональ, господствующий над восточным входом в рейд (500 м ширины). Форты Шавеньяк и Насиональ соединяются с берегом двумя укрепленными дамбами. Таким образом со стороны моря Ш. сильно защищен; цепью укреплений он закрыт и со стороны суши. В последнее время ассигновано 49 млн. франков на расширение военной гавани.В городе примечательны церковь Св. Троицы (XV в., реставрир.), ратуша, конная статуя Наполеона I, памятник художника Милле. Городская библиотека, картинная галерея (Musée Henri), музей естественноисторический и древностей. Судостроение и разные отрасли производства, с ним связанные; ситцепечатная фабрика, химические и кожевенные заводы. Рыболовство. Вывоз в Англию яиц, птицы, скота; во французские колонии — консервов, соли, соды и др.; ввоз леса, железа, пеньки, льна и колониальных товаров.История. В средние века на месте Ш. был замок. В 1066 г. в войске Вильгельма Завоевателя находился граф Герберт Шербургский. Французский король Филипп-Август даровал гавани Ш. право торговли с Ирландией. В 1295 г. англичане завоевали Ш.; в 1298 г. французы прогнали отсюда англичан; позже Ш. служил неоднократно местом высадки англичан и много раз переходил из рук англичан к французам и обратно. В последний раз в 1418 г. Ш. сдался герцогу Глостеру, а через два года после 40-дневной осады взят был французами. При Карле VII укрепления Ш. были усилены. В 1758 г. здесь высадился английский флот под начальством Гоу и разрушил крепостные сооружения.Ср. Viaud и Fleury, "Histoire de la ville et du port de Cherbourg" (1845); "Les ports maritimes de la France" (П., 1878); Didelot, "La défense des côtes d'Europe" (1894).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.