Шакти

Шакти
(санскрит. Çakti - сила, могущество) - в индийской позднейшей мифологии воплощение и олицетворение творческой или разрушительной способности того или другого божества, преимущественно Шивы, в виде парного ему божества женского пола, богини-супруги. Олицетворение Ш. свойственно не только шиваизму: каждый почти бог индийского пантеона имеет свою Ш. Рядом со светлым и благим Вишну стоит Лакшми, богиня изобилия и процветания; супруга творца вселенной, Брахмы - Сарасвати - властвует над творческими свойствами изобретения и воображения, являясь покровительницей музыки и красноречия, изобретательницей санскрита и письма деванагари (см.), а также и всех наук, увековечиваемых с помощью письма. В Раматапания-упанишаде Сита (см.) является Ш. героя Рамы и образует с ним неразлучную пару, как бы единое существо с двумя лицами. Точно так же в некоторых текстах (например, в Нарада-Панчаратре) изображается союз Кришны и его возлюбленной, пастушки Радхи (Râdhâ), хотя эротический мистицизм, играющий вообще особенно выдающуюся роль во всех представлениях, связанных с образом Ш., в культе Кришны получил иное развитие и направление. Особо благоприятную почву для развития идея Ш. нашла в шиваизме и дала здесь начало самым диким и чудовищным образам. Почти половина всего содержания шиваизма характеризуется культами гермафродитических или женственных божеств. Источники представления о Ш. довольно многочисленны. В основе их лежит, прежде всего, половой дуализм, являющийся началом всего существующего. Так Праджапати (см.), прародитель рода человеческого, уже в одной из брахман Яджур-веды изображается существом обоего пола. В Ригведе находим метафорическое изображение творческой воли или намерения создать вселенную, как начала, исходящего от божества-творца и существующего рядом с ним в виде его супруги и части его же самого. В Сама-веде о божественной причине мироздания говорится так: "будучи одиноким, он (творческий дух) не чувствовал радости. Он пожелал другого существа и тотчас стал таковым. Он принудил самого себя разделиться надвое и таким образом произвел мужа и жену. Он приблизился к ней, и так были произведены человеческие существа". Кроме первобытного предания о начале рода человеческого, мы находим здесь и образное изображение первого проявления воли или желания Верховного Существа, которое отделилось от него самого и затем снова соединилось с ним. Отсюда это первое проявление божественной силы получает название Иччхарупа, т. е. "олицетворенное желание", а сам творец - Свеччхамая, т. е. "соединенный со своей собственной волей". Согласно с этим представлением, в учениях философской школы Веданта и некоторых сект, признающих иллюзорность всех живых существ, Ш. или активная воля божества изображается в виде Майи или Магамайи, первичной иллюзии, нередко олицетворяемой в виде особой богини. Другим источником представления о Ш. является учение философской школы Санкхья, согласно которому вечно плодородная природа, так называемая Пракрти или Мула Пракрти, являющаяся источником конкретных форм и духовных способностей, определяется существующей вечно, независимой по своему началу, отличной от Верховного духа, производительной, но не произведенной, началом всех вещей, в том числе даже и богов. Поэтому Пракрти начинает пониматься как мать богов и людей и в свою очередь, составляя одно с материей, источником заблуждений, отождествляется с Майей или иллюзией и представляется сосуществующей с Верховным божеством, как его Ш., его олицетворенная энергия, его супруга. Трудно определить, когда эти метафизические идеи были перенесены в область религии и воплотились в известных верованиях и мифологических образах. В эпосе Шива еще не является двуполым, хотя имеются довольно древние его изображения в виде наполовину мужского, наполовину женского существа, например на барельефах Бадами (см. "Indian Antiquary", т. VI, стр. 359) или в описываемом у Стобеуса ("Eclog. Physic.", I, 56) святилище. О подобных изображениях идет речь также в Матсъя-пуране, в драме Малавикагнимитра и т. д. Определенное верховенство женских божеств утверждается только в некоторых пуранах (особенно в Брахма-Вайвартта-пуране и тантрах. Этому отсутствию упоминаний в более древних памятниках, впрочем, нельзя придавать слишком большого веса. Культы Ш. рано осложнились рядом обрядов бесстыдного или ужасного свойства, что должно было привести к образованию отдельной литературы более или менее оккультного характера. Сборники сказок, основанные на Брхаткатхе, в которой культ кровожадных богинь играет важную роль, восходят в своих источниках до III или IV вв. нашей эры. Бесстыдные обрядности шиваитских тантр в свою очередь оказали глубокое влияние на буддийские тантры Непала, а через них и на тибетские переводы, большая часть которых относится к эпохе раньше IX в. Это проникновение известных элементов из одной литературы в другую должно было происходить медленно, и так как ему должно было предшествовать развитие известных учений и обрядностей у индусов, то последнее должно относиться к более раннему времени, а именно, вероятно, к началу индийских средних веков. Как бы то ни было, культ Ш., выразившийся в известных упанишадах, в некоторых пуранах и особенно в тантрах, не следует смешивать с обычным почитанием разных богинь, женских или других богов. Этот культ образует как бы особую, самостоятельную религию так называемых Шакта или Шактра (см.).
С. Б-ч.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Шакти" в других словарях:

  • ШАКТИ —         (санскр., букв. мощь, сила), в инд. религ. филос. мысли божеств. сила, энергия, с помощью которой творится мир; выступает в персонифицированной и безличной ипостасях. Особенно известна Ш. как жена Шивы, мать мира, высшая творч. сила в её… …   Философская энциклопедия

  • ШАКТИ — (санскр. сила энергия), понятие индийской религии, женское творчески энергетическое начало; шактизм (почитание Шакти) получил наибольшее развитие в тантризме и шиваизме, где Шакти персонифицируется в образе одной из ипостасей супруги Шивы (Деви,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шакти — (санскр. мощь, сила), в индийской философии божественная сила, энергия, с помощью которой творится мир. Выступает как в персонифицированной, так и безличной ипостасях. Особенно известна Шакти как жена Шивы, мать мира, высшая творческая сила в ее… …   Религиозные термины

  • шакти — деви, кали, дурги, энергия, сила Словарь русских синонимов. шакти сущ., кол во синонимов: 7 • богиня (346) • …   Словарь синонимов

  • Шакти — (жен.) власть, сила, энергия Древние индийские имена. Словарь значений …   Словарь личных имен

  • ШАКТИ — (др. инд. ςakti, «сила»), в индуистской мифологии творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги. В индийских мистических учениях женское начало рассматривается как активный принцип; благодаря ему бог супруг манифестирует… …   Энциклопедия мифологии

  • Шакти — (санскр. शक्ति śakti IAST  мощь, сила)  в тантре, шиваизме и шактизме  супруга бога Шивы; в более широком смысле  женская творческая сила Шивы, реже  Вишну и других богов индуизма[1][2] …   Википедия

  • шакти — (санскр.  сила, энергия), понятие индийской религии, женское творчески энергетическое начало. Шактизм (почитание шакти) получил наибольшее развитие в тантризме и шиваизме, где шакти персонифицируется в образе одной из ипостасей супруги Шивы (Деви …   Энциклопедический словарь

  • Шакти — (Shakti) Буквально: сила, способность . В первую очередь, так называют фундаментальные силы, действующие и обнаруживаемые в проявленной Вселенной. Как считается, они происходят из единой основы и источника всего бытия, высшего и единого Брахмана… …   Словарь йоги

  • Шакти — (сскр.) во хиндуизмот: 1. творечкиот, активниот, родителскиот аспект на Божјата глава (Шива Шакти) Божествена мајка 2. сопруга на Брама, Вишну или Шива се вика и Деви, Дурга, Кали итн …   Macedonian dictionary


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»