- Цирта
- (лат. Cirta) — город в северной Африке, носящий теперь имя Константины (см.). Первое упоминание Ц. в истории относится к эпохе Пунических войн, когда она была столицей одного из воинственных берберских племен, во главе которого стоял шейх Сифакс. Неприступное с трех сторон плато, круто возвышающееся над окрестной равниной и лишь с одной стороны узким склоном соединяющееся с окрестной равниной, делало Ц. удобным притоном для полуразбойничьего народа. Римляне, стремясь создать противовес Карфагену, оценили по достоинству выгоды этого географического положения. Благодаря их поддержке шейху соседнего племени, Массиниссе, удалось одержать победу над Сифаксом, который, вступив в брак с дочерью карфагенянина Газдрубала, Софонизбой, перешел на сторону Карфагена. Ц. стала столицей новообразованного Нумидийского царства и стала разрастаться и богатеть, чему немало способствовало плодородие окружающей ее равнины. При преемнике Масиниссы, Миципсе, здесь были поселены греческие колонисты. Город украсился прекрасными зданиями. Дальнейшее усиление Ц. не входило в планы римлян: Карфаген был уже разрушен, и самостоятельное Нумидийское царство в Африке Риму было уже не нужно (см. Нумидия и Югурта). Пользуясь тем, что преемник и сын Миципсы, Юба, в гражданской войне стал на сторону Помпея, Юлий Цезарь предоставил авантюристу и бывшему участнику заговора Катилины, Публию Ситтию, вместе с мавританским царем Бохом, взять Ц., занять ее своим отрядом и обратить в римскую колонию (46 г. до Р. Х.), названную, сначала в честь Ситтия, Cirta Sittianorum Colonia, а после смерти Цезаря — Colonia Julia. Ц. становится с этого времени главным городом довольно значительного округа, который на север простирался вплоть до берегов Средиземного моря (около 60 миль). Под эгидою римлян город процветал в течение почти всего императорского периода. Целый ряд его граждан выдвинулся в римской магистратуре и достиг сенаторского достоинства; среди последних выделяется ритор Корнелий Фронтон. Развалины древней Ц., сохранившиеся до времени перехода Константины в руки французов (1837 г.; с тех пор многие руины исчезли окончательно), показывают, что она была очень значительным городом; особенно замечательны остатки грандиозного акведука; любопытна также древняя мозаика, открытая в 1860 г. местным археологом Шербонно. Судя по сохранившимся на ней надписям и характеру изображений, она стоит в связи с существованием в Ц. христианской общины. В Ц. происходило два церковных собора (в 305 и 412 гг.), из которых первый имел довольно важное значение: на нем обсуждалось поведение тех из священников, которые подчинились указу императора Диоклетиана и выдали осужденные на сожжение священные книги. Они были объявлены предателями (traditores) церкви, но им было даровано отпущение. В 308 г. римский наместник в Африке, паннонец Александр, провозгласил себя императором и укрепился в Ц., но она была взята войсками Максенция и разрушена. Восстановил ее только Константин, давший ей свое имя. Ср. Dessau, у Pauly u. Wissowa, "Realencyclop ä die" (т. III, ст. 2586 слл.); G. Boissier, "L'Afrique romaine" (Пар., 1895 стр. 11 и сл.).
3. С—ский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.