Церковные чтецы

Церковные чтецы
появились в христианской церкви не в конце II или в начале III в., как думают протестантские и римско-католические писатели, но гораздо раньше. Уже в словах Апокалипсиса: "Блажен читающий и слушающие слова пророчества его" (1, 3) можно видеть указание на существование чтецов раньше 100-го года христианской эры. Яснее говорит о чтецах св. Иустин Философ (II в.), в первой апологии которого сказано: "Когда чтец прервет чтение писаний апостольских или пророческих, тогда предстоятель начинает говорить к собранию" (гл. 67). Чтецы появились в церкви как необходимые при совершении богослужения лица и сначала не принадлежали к составу церковного клира. Около середины II века они достигли высокого положения, так как сделались и проповедниками слова Божия в Ц. собраниях. Это время, продолжавшееся до второй четверти III века, было золотым веком в жизни чтецов. Христианский писатель III в. Коммодиан обращается к чтецам со следующими словами: "Вы цветы в народе, вы светильники Христовы, помните о своем достоинстве и не забывайте о своей власти". Когда проповедничество отошло частью к епископам, частью к пресвитерам, среди которых около половины III в., по свидетельству св. Киприана Карфагенского, появились пресвитеры учащие (presbyteri doctores), положение чтецов сделалось менее высоким. При зачислении их в клир, происшедшем в начале III века, они были включены в состав низших клириков. В середине III в. окончательно определилось положение чтецов в клире: римский папа Корнелий причислил их к одной группе с Ц. привратниками и заклинателями. От чтецов стали требовать только механического дела — чтения, не поручая им более важных обязанностей. Впрочем, перемена в положении чтецов состоялась не сразу. Во время гонения при Диоклетиане (IV в.), когда языческие власти отбирали у христиан списки Свящ. Писания, сбережение этих списков было возложено на чтецов. Среди подписей участников арльского собора (314 г.) имеются подписи и двух чтецов, свидетельствующие о неисчезнувшем еще в то время почетном значении анагностов. В последующее время значение чтецов постепенно утверждалось в духе папского распоряжения. См. Ал. Лебедев, "Церковный чтец в глубокой древности" (М., 1901); "Церковные Ведомости", 1902, 34 (стр. 1184 — 85).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Церковные чтецы" в других словарях:

  • Церковные чтецы — – должность в клире, появившаяся в христианской церкви очень рано, приблизительно в I в. (см. Певцы). Указания на это можно найти в Апокалипсисе 1, 3: блажен читающий и слушающие слова пророчества его , а также у Иустина Философа: когда чтец …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Чтецы — – см. Церковные чтецы …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫЕ — [греч. ἐκκλησιαστικὰ ὀφφίκια; лат. officia ecclesiastica], установленные в определенном порядке первичные структурные единицы той или иной церковной орг ции, определяющие содержание и объем полномочий, размер вознаграждения и место в… …   Православная энциклопедия

  • Феодосий Великий (преподобный) — У этого термина существуют и другие значения, см. Феодосий Великий. Феодосий Великий Θεοδόσιος ὁ Μέγας …   Википедия

  • Феодосий Киновиарх — Феодосий Великий оригинальное имя Θεοδόσιος ὁ Μέγας родился ок. 424 года умер …   Википедия

  • Лектор — (церк.) – чтец; у римлян Л. назывались рабы, которые читали вслух своему господину за столом или перед сном. По гречески они назывались анагностами. См. Церковные чтецы …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ДУХОВЕНСТВО — Прежде всего к Д. принадлежат священнослужителии церковнослужители (клирики). В синодальную эпоху к Д. причислялись также т. н. причетники (см. ст. Причт) лица, исполняющие церковное служение псаломщиков и пономарей без посвящения в чтецы или… …   Православная энциклопедия

  • Клир — (κλήρος, clerus) причт, духовенство. К. в обширном смысле называется состав духовных лиц, по правилам христианской церкви посвященных на служение в ней, в менее обширном совокупность всех духовных лиц церкви, за исключением архиереев, также… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Клир — (klhroV, clerus) причт, духовенство. К. в обширном смысленазывается состав духовных лиц, по правилам христианской церквипосвященных на служение в ней, в менее обширном совокупность всехдуховных лиц церкви, за исключением архиереев, также… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»