Церковные певцы

Церковные певцы
как особая должность в клире, установлены в церкви весьма рано. К установлению должности особых певцов побуждало церковь не только осложнение богослужебного чина, умножение песнопений, но и особые внешние обстоятельства. Появившиеся еретики (гностики, манихеи) стали пользоваться пением, как средством для распространения своих лжеучений. Так, в африканской церкви некто Александр вводил песни Валентина, на что жалуется Тертуллиан. Иерак, епископ леонтопольский (в Египте), отвергавший воскресение мертвых и брак, также писал гимны. Для противодействия еретикам отцы церкви составляли песнопения с православным содержанием и вводили их во всеобщее употребление, а также заботились об улучшении самого пения, что могло быть достигнуто только при участии особых, способных к тому лиц. Явилась, таким образом, необходимость в установлении особого чина певцов, на обязанности которых лежало бы не руководство только общенародным пением, но и преимущественное исполнение его при богослужении. Памятники II и III вв. ясно указывают на их существование. Апостольские Постановления неоднократно упоминают о певцах, наряду с пресвитерами, диаконами, чтецами. О певцах или псалмах упоминается и в 43 апост. правиле, а также в древнейших литургиях апост. Иакова и евангелиста Марка. Уже в первые три века певцы пользовались, наряду с другими клириками, пожертвованиями и приношениями в церковь. Чтецу, певцу и привратнику назначалась одна часть "даяний и жизненных пожертвований", диакону и пресвитеру — две, епископу — четыре. Певцы, как занимавшие низшую должность в клире, находились в подчинении не только пресвитеру, но и диакону, который, при отсутствии пресвитера, мог, если потребуется, отлучить "иподиакона, чтеца, певца, диакониссу". О певцах, как и о других клириках, возносилось на ектениях особое возглашение. Ц. певцы получили название "канонических" ("греч. стр. 93"), т. е. внесенных в канон или список клириков, и потому выделялись из среды мирян. Когда возник чин посвящения в должность певца и какая была его первоначальная форма — на это нет определенных указаний в древнейших памятниках. Некоторые думают, что так как певцы составляли сравнительно низшую степень клира, то они возводились в свою должность простым благословением священника, тогда как другие низшие клирики поставлялись епископом или хор-епископом; но церковь никогда не предоставляла такого права пресвитерам. Священник может благословить мирянина на участие в Ц. пении, но не может возвесть его в степень "канонического певца". Правда, в африканской церкви существовал такой обычай, как видно из 10 прав. 4-го карфагенского собора, но на него нужно смотреть как на местную особенность, а не как на общий церковный порядок. В IV в. институт Ц. певцов является вполне сформировавшимся, имеющим определенные права и обязанности. Ц. певцы, как члены клира, должны подчиняться церковной власти и сообразоваться с Ц. правилами не только в том, что касается исполнения их прямых обязанностей, но и в отношении внешнего своего поведения и жизни. Они должны находиться в непосредственной зависимости от настоятеля того храма, при котором состоят, подчиняясь его указаниям как в отношении характера пения, выбора напевов и их переложений, так и в отношении своего поведения. См. В. П — ский, "Краткие исторические сведения об установлении должности Ц. певцов" ("Руководство для сельских пастырей", 1898, № 50. стр. 343 — 348).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Церковные певцы" в других словарях:

  • Церковные певцы — – о певцах упоминают Деян. Апост. и ряд древних памятников, напр., литургии ап. Иакова и еванг. Марка. Певцы, или псалты, подчинялись пресвитеру и диакону и существовали на пожертвования в церковь, как и прочие низшие служители клира. Чин… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Церковные чтецы — – должность в клире, появившаяся в христианской церкви очень рано, приблизительно в I в. (см. Певцы). Указания на это можно найти в Апокалипсисе 1, 3: блажен читающий и слушающие слова пророчества его , а также у Иустина Философа: когда чтец …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫЕ — [греч. ἐκκλησιαστικὰ ὀφφίκια; лат. officia ecclesiastica], установленные в определенном порядке первичные структурные единицы той или иной церковной орг ции, определяющие содержание и объем полномочий, размер вознаграждения и место в… …   Православная энциклопедия

  • ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ — древнерус. церковные певцы, из к рых состоял хор московского вел. князя, затем царя. Этот хор и хор митрополичьих (затем патриарших) певчих дьяков и подьяков были главными хорами Российского гос ва. Наиболее полные документальные сведения о жизни …   Православная энциклопедия

  • Ярослав I Владимирович Мудрый — великий князь киевский, сын Владимира Святого и Рогнеды (978 1054). При разделении областей Владимиром между его сыновьями, Я. тотчас же после крещения (988 г.) получил Ростов, а затем, по смерти старшего брата Вышеслава, помимо Святополка,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Музыкальное образование —         процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения. Под М. о. нередко понимают и самую систему организации …   Музыкальная энциклопедия

  • Ярослав I Владимирович Мудрый — (родился в 978 г., умер в 1054 г.), сын святого Владимира и Рогнеды один из наиболее знаменитых древнерусских князей. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, Владимир посадил Ярослава в Ростове, а потом, по смерти… …   Биографический словарь

  • Ярослав I Владимирович — Мудрый (род. 978, †1054), сын св. Владимира и Рогнеды один из наиболее знаменитых древнерусских князей. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, Владимир посадил Я. в Ростове, а потом, по смерти старшего сына Вышеслава …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ярослав — I Владимирович Мудрый (род. 978, ум. 1054), сын св. Владимираи Рогнеды Один из наиболее знаменитых древнерусских князей. Еще при своейжизни произведя первый раздел земель между сыновьями, Владимир посадилЯ. в Ростове, а потом, по смерти старшего… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ДУХОВЕНСТВО — Прежде всего к Д. принадлежат священнослужителии церковнослужители (клирики). В синодальную эпоху к Д. причислялись также т. н. причетники (см. ст. Причт) лица, исполняющие церковное служение псаломщиков и пономарей без посвящения в чтецы или… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»