Цвингли

Цвингли
Ульрих (Zwingli) — швейцарский реформатор. Род. 1 янв. 1484 г., несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в Вильдгаузе, в графстве Тоггенбургском (в С.-Галленском кантоне). Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее — в университетах венском и базельском; живо интересовался классической литературой и усердно читал Свящ. Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык. Находясь под влиянием базельского богослова Виттенбаха и поддерживая деятельные сношения с гуманистами, в том числе и с Эразмом Роттердамским, Ц. вступил на путь свободного исследования Св. Писания. Получив в 1504 г. степень бакалавра, в 1506 г. — магистра философии, он сделался приходским священником в Гларусе и в своих проповедях и литературных произведениях ("Лабиринт", "Басня о быке и некоторых животных") отзывался на все животрепещущие вопросы действительности, обнаруживая искреннее религиозное чувство и патриотизм. Одной из язв общественной жизни Швейцарии была в то время поставка кантонами на службу иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей храбростью. Эта постыдная торговля кровью своих сограждан, служившая средством наживы для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей, являлась источником глубокой общественной деморализации и вызвала энергический протест со стороны Ц., особенно после того, как он ближе познакомился с этим злом, сопровождая в 1512 и 1515 гг. в качестве полкового священника отряд Гларуса в итальянских походах. В 1516 г. Ц. занял место капеллана в Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий и церковных злоупотреблений. В 1518 г. занял должность священника в цюрихском соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие, стремясь к реформе церкви и государства, вооружаясь против торговли индульгенциями настолько успешно, что доминиканцу Самсону, торговавшему ими в Швейцарии, закрыт был доступ в Цюрих. В ряде проповедей, сочинений и религиозных диспутов Ц. развил основные положения своего учения. В 1522 г. он произнес проповедь против постов, установленных римской церковью ("О свободе выбора пищи"), и в послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников. 29 января 1523 г. в Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Ц. о Св. Писании как высшем авторитете в религиозных вопросах, об И. Христе как о единственном истинном посреднике между Богом и людьми, о вере как единственном средстве спасения, о церкви как союзе всех верующих и т. д. Диспут этот, устроенный городским советом Цюриха, окончился торжеством Ц. над его противником Фабером, викарием констанц. епископа: цюрихский городской совет принял учение Ц. и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа. Католическая месса и поклонение иконам были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменен немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1524 г. сам Ц. женился на вдове Анне Мейер. В 1525 г. он издал свое исповедание веры, под названием "De vera et falsa religione", в большей части пунктов сходное с учением Лютера, за исключением вопроса о причащении. Чуждый мистицизма, Ц. смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли в противоречии с Св. Писанием, тогда как Ц. устранял все то, что не находило в нем прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной организации Ц., будучи, как швейцарец, носителем республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер, как поборник княжеской власти, установил консисториальную систему управления церковью. Учение Ц. и реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528 г. Ц. писал: "я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа". По вопросу о причащении между Ц. и Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп устроил в 1529 г. в Марбурге свидание Лютера и Ц. Первый явился туда в сопровождении Меланхтона, Ц. — с своим другом и последователем Эколампадием; происшедший между ними диспут не привел к соглашению по вопросу о причащении вследствие упорства Лютера. Учение Ц. из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, С.-Галлене, Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн — остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Ц. все более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 г. борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 г. между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Ц. убит. Дело его продолжал и упрочил его друг Буллннгер, редактировавший в 1536 г. первое гельветское исповедание. — В 1838 г. Ц. поставлен памятник в Каппеле.
Литература. "Opera omnia lat. et germ. Z. cur. Schuler et Schulthess" (Цюрих, 8 т., 1829—42; новое изд. соч. Ц. предпринято в 1901 г. в Берлине Schwetschke, под ред. Egli и Finster); Myconius, "De D. Huldrichi Zvinglii vita et obitu" ("Oecolampadii et Huld. Zvinglii epistolarum libri quatuor", Базель, 1536); Bullinger, "Reformationsgeschichte" (Цюрих, 1838—40); Mörikofer, "Ulrich Z." (1867—1869); Hundeshagen, "Zur Charackteristik U. Zwingli's und seines Reformationswerkes unter Vergl. mit Luther und Calvin" ("Theol. Stud. und Krit." 1862); Christoffel, "H. Zwingli. Leben u. ausgew. Schriften" (1857); Stähelin, "Z. und s. Reformationswerk".
П. П—ий.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Цвингли" в других словарях:

  • Цвингли — Цвингли, Ульрих Ульрих Цвингли Ulrich Zwingli Ульрих Цвингли Род деятельности: реформатор церкви, христианский …   Википедия

  • ЦВИНГЛИ — (Zwingli) Ульрих (1484 1531) лидер швейц. Реформации, основатель одного из трех (наряду с лютеранством и кальвинизмом) главных направлений протестантизма. Учился в Венском (1498 1502) и Ба зельском (1502 1504) ун тах. В 1506 посвящен в духовный… …   Философская энциклопедия

  • ЦВИНГЛИ — (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1484 1531), деятель Реформации в Швейцарии, основатель цвинглианства (см. ЦВИНГЛИАНСТВО) . В 20 х гг. 16 в. провел реформу церкви и политического строя (в республиканском духе) в Цюрихе; церковь подчинил городским… …   Энциклопедический словарь

  • Цвингли У. — Ульрих Цвингли Ульрих Цвингли (нем. Ulrich Zwingli; 1 января 1484, Вильхаус, кантон Санкт Галлен  11 октября 1531, Каппель на Альбисе, кантон Цюрих)  великий швейцарский реформатор церкви, христианский гуманист и философ. Погиб в битве при… …   Википедия

  • Цвингли — (Zwingli)         Ульрих (Хульдрейх) (1.1.1484, Вильдхауз, 11.10.1531, близ Каппеля), швейцарский церковный реформатор и политический деятель, создатель одного из бюргерско буржуазных направлений протестантизма цвинглианства. Родился в семье… …   Большая советская энциклопедия

  • ЦВИНГЛИ — (Zwingli), Ульрих (Хульдрейх) (1.I.1484 11.Х.1531) швейц. церковный реформатор и политич. деятель, создатель одного из бюргерско буржуазных направлений протестантизма цвинглианства. Род. в Вильдхаузе (графство Тоггенбург) в семье деревенского… …   Советская историческая энциклопедия

  • ЦВИНГЛИ — (Zwingli) Ульрих, Х у л ь д р е й х (1484–1531), швейцарский реформатор. Род. в семье зажиточного крестьянина. Предназначенный родителями к церковнослужению, получил гуманистич. образование в ун–тах Вены и Базеля. Рукоположен в 1506. Знакомство с …   Библиологический словарь

  • Цвингли Ульрих — (Хульдрейх) (1484 1531 гг.) швейцарский церковный реформатор и политический деятель, основатель одного из направлений протестантизма цвинглианства. Был в дружеских отношениях со многими гуманистами, в том числе с Эразмом Роттердамским.… …   Исторический словарь

  • Цвингли Ульрих — Цвингли (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1.1.1484, Вильдхауз, ‒ 11.10.1531, близ Каппеля), швейцарский церковный реформатор и политический деятель, создатель одного из бюргерско буржуазных направлений протестантизма ‒ цвинглианства. Родился в семье… …   Большая советская энциклопедия

  • ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих — (Хульдрейх) (1484 1531) деятель Реформации в Швейцарии, основатель цвинглианства. В 20 х гг. 16 в. провел реформу церкви и политического строя (в республиканском духе) в Цюрихе; церковь подчинил городским властям, запретил военное наемничество.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Цвингли Ульрих — (Zwingli, Ulrich) (1484 1531), идеолог и вождь швейц. Реформации. Учился в Венском и Базельском ун тах, затем стал пастором в Гларусе (Швейцария) в 1506 г. Самостоятельно изучил греч. яз., испытал большое влияние на него оказали гуманистические… …   Всемирная история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»