- Храм христианский
-
Под именем X. в православной церкви разумеется особое, отличное и отдельное от других построек, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему здание или только часть здания, служащая для той же цели. С древних времен в православной церкви храмам усвояются различные наименования: 1) κυριακή или κυριακόν — Дом Господень. В первый раз это название встречается в правилах собора Анкирского (314 г.). 2) Дом Божий, οικος Θεου, domus Dei. Это название заимствовано из Свящ. Писания Ветхого Завета (Быт. XXVIII, 17, 19, 22) и в практике церковной встречается очень рано. 3) Basilica (άνάκτορον) — царские чертоги, вошедшее в употребление после того, как Константин Великий отдал церкви некоторые общественные здания, называвшиеся базиликами, и построил новые X. по образцу базилик. 4) έκκλησια — церковь. Это наименование встречается уже в Свящ. Писании (Деян. XIX, 40; 1 Кор. XI, 18, 20, 22; Мф. XVIII, 17). Оно обозначает и место собрания, и самое собрание верующих. 5) Дом молитвы. В Свящ. Писании это наименование усвояется X. иерусалимскому (Мф. XXI, 23; Map. XI, 17; Лук. XIX, 46) и молитвенным домам иудеев (Деян. XVI, 13, 16); отсюда оно было перенесено и на христианские X. 6) Σύνοδος, собор — наименование синонимическое с έκκλησία, conventiculum, прилагавшееся к православным X. в отличие от собраний еретических, 7) Μαρτύριον или memoria назывались X., построенные в честь мучеников на гробах их. Эти X. назывались также трапезами (mensa, τράπεζα), от обычая совершать литургию на гробах мучеников, кладбищами и гробами (κοιμητήριον или μαρτυρών το τάφος). 8) Άποστολεϊον — церкви в честь апостолов, προφητεϊον — в честь пророков. Позднее храмам стали прямо усвоять название лица или события, в честь и воспоминание которого построен X. Наименования, обозначающие положение данного X. в ряду других: а) ставропигиальный — X., находящийся в непосредственном ведении патриарха или Св. Синода; б) кафедральный — главный X. епархиального архиерея; в) приходский — в котором совершается богослужение причтом для данного прихода и г) кладбищенский. Слово храм (templum, νάος) вошло в употребление не ранее IV в., потому что так называли капища своих идолов язычники, а отвращение христиан ко всему языческому было столь велико, что они не хотели заимствовать оттуда даже и названий. Иисус Христос, явившись среди народа иудейского, посещал свящ. места иудеев — иерусалимский храм и синагоги, но посещение их не вменил в обязанность Своим ученикам и последователям. Заповедав поклоняться Богу на всяком месте, Иисус Христос для совершения действий, долженствовавших служить основанием новозаветного богослужения, избирал особые места. Так, Он Сам молился Отцу Своему в саду Гефсиманском и на горе Елеонской, а таинство евхаристии установил в горнице большой, устланной (Лук. XXII, 12). Таким образом получает свое начало христианский X. Апостолы и первые христиане из иудеев посещали иногда X. иерусалимский (напр. Деян. II, 46; III, 1; V, 21) и синагоги (напр. Деян. XIII, 14; XIV, 1; XVI, 13; XVII, 1—2, XIX, 8), для молитвы и проповеди об И. Христе; но эти посещения прекращаются со времени гонения, воздвигнутого на христиан, и после определения отношения обрядового закона Моисеева к христианскому учению на апостольском соборе (42 г.). Вскоре после того X. иерусалимский был разрушен (70 г.). Главным местом богослужебных собраний христиан апостольского века, по примеру И. Христа, служит частный дом. Так, по вознесении И. Христа на небо христиане в числе 120 чел. собираются в сионской горнице и пребывают в молитве (Деян. 1, 13—16). Затем мы видим христиан, группами собирающихся в домах для совершения молитвы и евхаристии (Деян. II, 42, 46, см. Римл. XVI, 3—4; Кол. IV, 15; Филип. II). Дом, служивший местом богослужения, переставал быть обыкновенным жилищем, или же в доме назначались для богослужения отдельные, расположенные в верхних частях дома комнаты, которые благолепно украшались. Обычай совершать богослужение в стенах частных домов долго держался и после того, как христиане получили свободу вероисповедания в Римской империи. Церковь старалась ограничить этот обычай, особенно там, где он мог повлечь за собой заметные отступления от общего строя богослужения (напр. среди еретиков и схизматиков). Нет сомнения, что у христиан первых трех веков были X. и в собственном смысле, т. е. отдельные, для богослужения предназначенные здания. Гонения первых трех веков не были непрерывны; случались более или менее продолжительные периоды покоя, которыми христиане и пользовались для устройства открытых X. Александр Север (222—235 г.) терпел христиан; около 30 лет спустя имп. Галлиен (260 г.) возвратил христианам X., занятые язычниками. С тех пор число церквей начинает возрастать. Оптат Милевийский насчитывает до сорока обширных X. в одном Риме. Евсевий, изображая благоденствие христиан во время продолжительного покоя, предшествовавшего гонению Диоклетиана, говорит, что вследствие умножения за это время числа христиан в каждом городе строились новые обширные X. Эдикт, которым началось гонение Диоклетиана (303 г.), направлен против христианских X. и повелевает разрушать их. В это гонение был разрушен и знаменитый X. никомидийский.Для построения храмов христиане с древних времен предпочитают места возвышенные, подражая в этом X. иерусалимскому, построенному на горе Мориа, равно как и общему обычаю древних народов. Алтарем X. строятся на восток, по тому же побуждению, по которому христиане вообще обращаются в молитве на восток. Форма храмов с древних времен была очень разнообразна. Наиболее употребительными и излюбленными формами издревле служат продолговатая, наподобие корабля (έπιμηκης, oblonga), и крестообразная (σταυρωειδή). Издревле также употребляются формы круглая (rotunda) и осьмиугольная (octochora, octaedra, octogona). К наружным особенностям храмов относятся куполы или главы, устраиваемые в большем или меньшем числе (большей частью — пять), колокольни или звонницы и кресты на главах. По внутреннему своему устройству и расположению христианский X. делится на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. О притворе — см. это слово. Средней частью X. называется та, которая расположена между притвором и алтарем. В древности ей усвоялось наименование νάός, navis, так как она представляет собой подобие корабля. Другие названия указывают на назначение этой части X. (oratorium, έκκλησια). Принадлежности этой части X. — амвон (см.); архиерейский амвон устрояется среди X. и имеет две или более ступени; он называется также облачальным местом, так как на нем архиерей облачается, пребывает в продолжение известной части литургии и совершает некоторые службы (напр. молебен, панихиду). На архиерейском амвоне ставится обыкновенно седалище, называемое кафедрой (см.). Далее идут солея (см.), клиросы (см.), иконостас (см.). Принадлежности алтаря (см.) — престол, горнее место и жертвенник. Кроме одежд, престол (см.) имеет еще следующие принадлежности: а) илитон (см.), б) антиминс (см.), в) дарохранительницу (см.), г) крест (см.) и д) Евангелие. В некоторых церквях над престолом устраивается сень или балдахин, иначе называемый киворием (см.). Именем горнего места обозначается седалище, устраиваемое за престолом у восточной стороны и возвышающееся над полом алтаря на несколько ступеней. На него восходит и на нем восседает в известное время священнодействия архиерей. Ему усвояется также наименование архиерейского трона или кафедры. Обычай усвоять особое место для архиерея восходит ко временам апостолов. По свидетельству Евсевия, первый епископ иерусалимский, Иаков, брат Господень, имел такое место, которое Евсевий называет апостольским престолом. То же передает св. Григорий Богослов о св. евангелисте Марке, бывшем епископом в Александрии. Впоследствии горнему месту было усвоено таинственное знаменование небесного трона или кафедры вечного Первосвященника, И. Христа; поэтому на стене выше горнего места ставится иногда изображение И. Христа в архиерейском одеянии. С древних же времен от горнего места по обеим сторонам престола устрояются седалища для пресвитеров, участвующих в священнослужении. Эти седалища св. Григорий Богослов называет вторыми престолами — δεύτεροι θρόνοι; называются они также сопрестолием — ιερόν σύνθρονον. О жертвеннике см. это слово. Об употреблении колоколов при храмах — см. Колокола, Колокольня, Звон колокольный.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.