Хорегия

Хорегия
(χορηγία) — в Древней Греции один из видов натуральной повинности или общественной службы (λειτουργία), обязывавший наиболее состоятельных из граждан давать средства на музыкальные и хоровые состязания и поставлять хоры для драматических представлений во время общественных празднеств. Первоначально хорегом назывался "руководитель хора", обучавший его участников и исполнявший обязанности, позднее распределенные между корифеем и дидаскалом. Расходы по организации хорических представлений до введения Клисфенова законодательства (507 г. до Р. Хр.) падали на тех частных лиц, которые добровольно изъявляли желание принять участие в устройстве того или другого празднества. Около 500 г. до Р. Хр. государство приняло в собственное заведование устройство празднеств и связанных с ними драматических и иных представлений и установило X. как повинность, которой взамен подоходного налога были обложены богатые граждане, имевшие имущественный ценз minimum в 3 таланта (около 4500 руб. золотом). Хорегами, как и участниками хора (хоревтами), в Афинах могли быть только граждане: метойки допускались к исполнению хорегических обязанностей только на Ленеях. За допущение негражданина хорег присуждался к уплате 1000 драхм (250 руб. золотом). X. были установлены для устройства лирико-дифирамбических хоровых состязаний (на Великих Дионисиях), Пиррихистических агонов (на малых Панафинеях), трагедических и (с 467 г.) комедических состязаний; кроме того, архонтом назначались X. для устройства хоров, отправляемых на Делос, и для хорового состязания на празднике Фаргелий (в честь Аполлона). Гражданин, которому досталась X., должен был сформировать хор, обучить его, уплатить жалованье хоревтам, найти помещение для обучения хора, вознаградить особого учителя (дидаскала), музыканта и четвертого актера, если он был нужен, наконец, озаботиться приобретением костюмов и масок и составлением в случае необходимости добавочного хора. Хореги по устройству музыкально-лирических состязаний предлагались филами, по одному от каждой для Дионисий и по одному от каждых двух фил — для Фаргелий. За 11 месяцев до представления архонт присуждал по жребию хорега поэту (или, наоборот, хорегу — поэта), просившему о назначении хора. Для устройства трагедического и комедического агона X. назначались архонтом из всех наиболее состоятельных афинян (позднее хореги для комедических состязаний избирались филами). Издержки по исполнению X. были вообще значительны, тем более, что некоторые хореги, не довольствуясь необходимой нормою расходов, из тщеславия или иных побуждений не стеснялись в тратах, лишь бы отбыть свою повинность с возможно большим блеском. По свидетельству Лизия, произведенные его клиентом расходы по устройству хорового состязания на Великих Дионисиях составляли около 5000 драхм (около 1200 руб. золотом), постановка мужского хора на Фаргелиях обошлась в 2000 драхм, трагедического хора — в 3000 драхм, комедического хора — в 600 драхм, киклического хора на малых Панафинеях — в 300 др., пиррихистического хора на великих Панафинеях — в 800 др., хора мальчиков — в 500 драхм. Для облегчения этой повинности в 406 г. было допущено совместное исполнение ее двумя лицами, но этот порядок держался недолго. Иногда хорег слишком скупился на расходы; но в таких случаях архонт мог принимать принудительные меры. Флейтист (кларнетист), присутствие которого было необходимо на дифирамбических состязаниях, первоначально нанимался самим поэтом, который за свое произведение получал гонорар от государства; в IV в. флейтисты даются хорегам по жребию, так как с постепенным упадком дифирамбической поэзии главная роль в исполнении дифирамба перешла к флейтисту, как представителю музыкальной части пьесы. Хорег, победивший на музыкальном состязании, получал от филы в награду венок и право поставить в храме того бога, в честь которого устраивался праздник, доску с записью о победе; кроме того, почетной наградой победителей-хорегов служили треножники, выставлявшиеся, с подобающими надписями, в общественном месте, смотря по средствам победителя — то на простых плитах, то на богатых и подчас величественных и грандиозных подставках и сооружениях. В Афинах была целая улица с такими трофеями (на В. от Акрополя), из которых выдающимися по художественным достоинствам считались сохранившиеся до наших дней в полуразрушенном состоянии памятники хорегов Лисикрата (334 г. до Р. Хр.) и Фрасилла (319 г. до Р. Хр.). В начале IV в. до Р. Хр. вследствие обеднения народа хорегическая повинность стала признаваться все более и более обременительной. К концу IV в. государство, чтобы не дать драматическому и музыкальному искусству погибнуть, отменило X., приняв связанные с ними обязанности на себя и поручив заведование праздничными состязаниями подотчетному агонофету, избиравшемуся на один год. X. существовали не только в Афинах, но и всюду, где процветало драматическое и музыкальное искусство; но постепенно, как и в Афинах, это учреждение было упразднено. В I в. до Р. Хр. афиняне сделали попытку восстановить древнюю X.; в эпоху императоров хореги упоминаются наряду с агонофетами. Ср. Boeckh, "Die Staatshaushaltung der Athener" (I т., 2 изд., Берлин, 1851, стр. 539 след.); Rosenkranz, "De Choregia et choreutarum numero" (Росток, 1873); Reisch, "Demusicis Graecorum certaminibus" (B., 1885); его же статьи Choregia, Chor, Χορικοί άγώνες в "Real-Encyklopädie der klassischen Altertumswissenschaft" Pauly-Wissow'a (т. III, 2 отд., Штутгарт, 1899); Brinck, "Inscriptiones ad choregiam pertinentes" (Галле, 1886, диссерт.); Baumeister, "Denkmäler des klassischen Altertums" (т. I, стр. 391, Мюнхен, 1884); A. Müller, "Die Griechischen Bühnenaltertümer" (Фрейбург, 1886, стр. 330 и сл. = III т. 2 отд. "Lehrbuch der Griechischen Antiquitäten" K. F. Herman'a); G. Oemichen, "Das Bühnenwesen der Griechen und Römer" (Мюнхен, 1890, стр. 196 и след. = V т. 3 отд. "Handbuch der klassischen Altertumswissenschaft" Iw. Müller'a; русский перевод под заглавием "Греческий и римский театр", М., 1894); П. Никитин, "К истории афинских драматических состязаний" (СПб., 1882); А. Müller, "Das attische Bühnenwesen" (Гютерсло, 1902).
Η.Ο.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Хорегия" в других словарях:

  • Хорегия — (χορηγία)  в Древней Греции один из видов натуральной повинности или общественной службы (литургий), обязывавший наиболее состоятельных из граждан давать средства на музыкальные и хоровые состязания и поставлять хоры для драматических… …   Википедия

  • ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ —    • Ludi scaenici.          Т. представления в древности, как в Афинах, так и в Риме, не были в частных руках; ими заведовало государство, хотя исполнение в каждом отдельном случае предоставлялось частным лицам. В Афинах представления трагедий и …   Реальный словарь классических древностей

  • Литургия (др.-греч. госуд. повинность) — Литургия (от греч. leiturgía ≈ общественная обязанность), государственная повинность в древнегреческих полисах, которую несли состоятельные граждане и метеки (чужеземцы и отпущенные на волю рабы, располагавшие имуществом, оцениваемым в три… …   Большая советская энциклопедия

  • Литургия — I Литургия (от греч. leiturgía общественная обязанность)         государственная повинность в древнегреческих полисах, которую несли состоятельные граждане и метеки (чужеземцы и отпущенные на волю рабы, располагавшие имуществом, оцениваемым в три …   Большая советская энциклопедия

  • Театр* — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Театр — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЛИТУРГИЯ — 1 . (от греч. leitoyrgia общественная обязанность) гос. повинность в др. греч. полисах, к рую в принудительном порядке несли богатые граждане и метеки. Они должны были оплачивать нек рые значительные гос. расходы. Особенно широкое распространение …   Советская историческая энциклопедия

  • АНТИДОСИС —    • Άντίδοσις          (собственно обмен), мера, установленная Солоном и состоявшая в следующем: если тот, на кого возложена была какая нибудь значительная государственная повинность (см. Λειτουργία, Литургия), напр. триехархия или хорегия,… …   Реальный словарь классических древностей

  • ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВА —    • Πρόσοδοι.     I. Государственное хозяйство у афинян.          Составление ежегодного бюджета с предварительной росписью расходов и Д., как это делается в современных государствах, вероятно, не было в обычае ни в Афинах, ни в других греческих …   Реальный словарь классических древностей

  • Литургия — (греч. leiturgia)    государственная повинность в греческих полисах, которую несли богатые граждане и метеки: они должны были оплачивать определенные государственные расходы. Различали два вида л.: обычная и чрезвычайная. К первой принадлежали… …   Античный мир. Словарь-справочник.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»