- Хартофилакс
-
(ό χαρτοφύλαξ) — название одной из церковных должностей в средневековой Византии и вообще в восточных церквах. Первоначально, как показывает самое имя Χ. (χάρτης — хартия, бумага, φύλαξ — страж, хранитель), ему принадлежало хранение церковных книг и документов, подобно X. государственному; с течением времени (со второй половины VII века) к этому присоединилось много других и более важных обязанностей. Хотя списки поставляют эту должность на четвертом месте, после эконома, сакеллария и скевофилакса, но по степени значения и влияния, какими пользовались лица, носившие эту должность, она должна быть названа важнейшей и влиятельнейшей из всех должностей. X. был не только архивариусом при епископе, но и секретарем или канцлером, представителем и защитником прав епископа, его постоянным уполномоченным и как бы наместником, так что не без основания Вальсамон называет его "рукою и устами епископа". В качестве канцлера или секретаря при епископе X. был блюстителем и защитником прав епископа. Он редактировал все грамоты и указы епископа, утверждал их приложением епископской печати, датировал их и прикладывал свою руку. Как представитель закона и канонического права X. наблюдал, чтобы в епископских распоряжениях и указах не было ничего противного каноническим правам и гражданским законам; поэтому в епископском совете или суде он делал свод церковных и гражданских постановлений по известным делам, соглашал эти постановления, направлял к известному решению, читал все относящиеся к делу постановления и документы и решал канонические недоразумения. Подобным же образом и на соборах, в вопросах спорных, особенно касающихся прав известной митрополии или епископства — на X. лежала обязанность разъяснить дело и представить канонические данные к тому или другому решению вопроса. X. также сносился с гражданским правительством, испрашивая согласия его на введение церковных постановлений или ходатайствуя об отмене законов и привилегий, служащих в ущерб церкви. X. был постоянным уполномоченным епископа. По свидетельству Вальсамона, один X., по самому своему званию, имел право учить и оглашать в церкви, не испрашивая на то особого разрешении епископа. Но полномочие X. особенно выражалось в церковном суде и церковном управлении. Будучи постоянным членом епископского суда, X., если в этом суде председательствовал сам епископ, докладывал дела, подлежащие обсуждению, делал вопросы членам суда и подсудимым и редактировал решения. В отсутствии же епископа, X. председательствовал в суде в качестве викария или наместника епископа, и от лица епископа, самостоятельно, даже иногда независимо от мнения других членов, определял решения по всем делам, входившим в дикастерию епископа (преимущественно дела следственные и тяжебные белого и черного духовенства). В качестве судьи по делам духовенства он вообще наблюдал за поведением духовенства, виновным определял наказания; в патриарших же церквах судил и епископов и определял им канонические наказания. Если X. был пресвитер, то ему не только предоставлялось право принимать исповедь и разрешать кающихся, но он имел право уполномочивать на это, посредством особой грамоты, и других священников. Наконец, постоянное полномочие X. распространяется и на епископское право разрешения или запрещения брака. Впрочем, это последнее право не принадлежало X.: 1) если епископ полномочие до делам брачным поручал протопресвитеру; 2) в патриарших ставропигиях, где это право принадлежало экзарху; и 3) если, для восстановления пришедшей в упадок церковной дисциплины, патриарх в известной епархии поручал временно все церковное управление экзарху. Не менее важными правами пользовался X. при хиротониях: он производил желающим принять духовный сан испытания, собирал разные справки о них. При избрании епископов, X. рассылал приглашения к подлежащим епископам, собирал голоса при избрании, но сам лично не участвовал в выборе, хотя и мог, частным образом, представлять патриарху свои замечания и соображения относительно того или другого кандидата. При хиротонии епископа X. подводил хиротонисуемого к первенствующему при рукоположении архиерею — патриарху или митрополиту, и вручал ему хартию, в которой, с объявлением об избрании, заключалась и молитва рукоположения, читавшаяся затем первенствующим. При архиерейском служении X. призывал сослужащих иереев к принятию св. тайн обычным возгласом: "Иереи приступите". Последней, но, как показывает название должности, древнейшей обязанностью X. было наблюдение за церковным архивом. Кроме того, на X. лежала обязанность вести хронику замечательнейших церковных событий. Наконец, X. обязан был хранить в особом помещении церковные вещи, не употреблявшиеся при богослужении, но замечательные по своему историческому или археологическому значению. По большей части X. имели степень диакона, но на свою должность рукополагались торжественным образом. При посвящении патриарх надевал на руку X. кольцо, полагал на его грудь особенного рода хартию и вручал ключи царствия небесного. Как на особое преимущество Х., в списках указывается на то, что он, во время шествия патриарха в неделю ваий на коне, покрытом белым покрывалом, вел этого коня под уздцы. При отправлении своей должности X. носил на голове шитую золотом шапку, которую Вальсамон называет тиарой. X. читал евангелие в великий пяток. Важные права и преимущества, усвоенные должности X., по воле патриархов, часто уменьшались или увеличивались. Некоторые из этих преимуществ позднее утверждены были законом; напр., право X. сидеть выше епископов и митрополитов, хотя бы они были даже ύπέρτιμοι и протосинкеллы, утверждено уже указом императора Алексея Комнина. Но около времен Вальсамона (XII в.) эта важная должность упала до такой степени, что протэкдик оспаривал у X. и преимущество места при заседании в синоде, и некоторые из его прав и обязанностей, напр., право судить священников и других клириков в их тяжбах. Право носить золотой венец было отнято еще до времен Вальсамона и в его время было почти забыто. В настоящее время должность X. в константинопольском патриархате занимает светское лицо. Он наблюдает за патриаршим архивом и библиотекой.Ср. преосв. Павел, "О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви" (СПб., 1857); Як. Третьяков "О чинах патриаршей константинопольской церкви в средние века" ("Правосл. Собеседник", 1868, май и сентябрь); А. В — нов, "О чинах при архиерейских кафедрах в восточной церкви ("Руководство для сельских пастырей", 1868, ноябрь); Т. Барсов, "Константинопольский патриарх и его власть над русскою церковью" (СПб., 1878); Η. Заозерский, "Формы устройства восточной православной церкви" ("Православное Обозрение", 1890, октябрь).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.