- Фрейсине Шарль Луи
- (Шарль Луи de Saulces de Freycinet) — французский политический деятель (1828— умер). По окончании курса в Ecole politechnique он перешел в Ecole de mines и затем был инженером в Mont-de-Marsan, Chartres (1854) и Бордо (1855). С 1856 по 1861 г. состоял начальником движения Южных железных дорог. В течение 1862—67 гг. исполнял по предложению правительства различные поручения, как во Франции, так и за границей, и за это время представил целый ряд научных работ, из которых следует отметить его "Rapport sur le travail des femmes et des enfants dans les manufactures de l'Angleterre" (1867) и "Principes de l'assainissement des villes" (1878). В 1870 г., после падения империи, Ф. был призван Гамбеттой в Тур, где стал во главе военного совета тамошней делегации (10 октября 1870 г.). В этом звании он выказал огромную энергию, организуя новые отряды войск, доставая оружие и амуницию и составляя планы ведения войны. После заключения перемирия он вернулся к прежним занятиям и в 1871 г. опубликовал интересный труд "La guerre en province pendant le si è ge de Paris". Как политический деятель, Ф. выступил впервые только в 1876 г. и, будучи выбран в сенат, примкнул к левой республиканской партии. 13 декабря 1877 г. был назначен Дюфором на пост министра общественных работ. Со свойственной ему энергией Ф. составил колоссальный план расширения сети железных дорог и каналов и не только добился от палат согласия на кредит в 500 млн. для выкупа значительного числа небольших частных железнодорожных линий, но также и на постройку новых правительственных линий. Кроме того, он много заботился и об улучшении французских торговых портов. Портфель министра общественных работ Ф. сохранил и в кабинете Ваддингтона (4 февраля 1879 г.), а после падения его кабинета (29 декабря 1879 г.) принял на себя составление нового кабинета, в котором сохранил за собой портфель министра иностранных дел. Ф. оставался во главе правительства лишь до сентября 1880 г. и, между прочим, успел провести амнистию коммунарам. В 1882 г. Ф. был избран сенатором и после падения Гамбетты (26 января 1882 г.) стал во главе нового кабинета. Занимая и во втором своем кабинете пост министра иностранных дел, он потерпел поражение в палате по египетскому вопросу; ему было поставлено в вину допущение бомбардировки Александрии Англией. 29 июля 1882 г. кабинет Ф. подал в отставку. После падения кабинета Жюля Ферри, вызванного событиями в Тонкине (31 марта 1885 г.), Ф. в новом министерстве Бриссона снова получил портфель министра иностранных дел. При нем был заключен мир с Китаем по второму Тянь-цзинскому трактату и подписан трактат с Мадагаскаром. Во главе министерства иностранных дел Ф. находился и после отставки Бриссона, когда он сам в третий раз составил новый кабинет (7 января 1886 г.). Одной из первых мер Ф. было присоединение к министерству иностранных дел управления странами, находящимися под протекторатом Франции, тогда как раньше управление это было сосредоточено в министерстве морском и колоний. Из других политических актов Ф. следует упомянуть об издании закона об изгнании претендентов. 3 декабря того же года коалиция из монархистов и радикалов свергла кабинет Ф., не утвердив кредита, нужного для подпрефектур. Отказавшись вступить в следующие два кабинета во время последнего года президентства Греви, Ф. выставил в декабре 1887 г., вместе с Жюлем Ферри и Флоке, свою кандидатуру на пост президента, но получил лишь 76 голосов из 852. В кабинете Флоке (3 апреля 1888 г.) Ф. получил портфель военного министра. В первый раз после падения монархии заведование военным министерством было поручено гражданскому министру, а не генералу. Пост этот Ф. сохранял за собой и при трех следующих кабинетах: Тирара (22 февраля 1889 г.), своего 4-го кабинета (17 марта 1890 г.—18 февраля 1892 г.) и Лубэ. Военное министерство за время 4-летнего непрерывного управления им Ф. многим было обязано ему. Он установил обязательный срок военной службы в 3 года, распространив его и на воспитанников семинарий и молодых людей либеральных профессий, учредил верховный военный совет и должность начальника главного штаба, заведующего всеми приготовлениями к войне, планами мобилизации и проч., расширил и преобразовал пограничные крепости и т. д. Во время 4-го кабинета Ф. обострился вопрос об отношениях между государством и церковью; Ф., являясь защитником конкордата, считал, однако, необходимым принять, в случае неуважения прав государства, некоторые репрессивные меры против духовенства. Меры эти заключались в проекте нового закона об ассоциациях, направленного главным образом против религиозных ассоциаций. Этот закон был причиной падения кабинета Ф., место которого занял Лубэ (29 февраля 1892 г.). В кабинете Рибо он опять занял пост военного министра, но во время панамского дела он оказался до некоторой степени скомпрометированным и вышел в отставку (10 января 1893 г.). В октябре 1898 г. он снова стал во главе военного министерства в кабинете Дюпюи. С возбуждением дела Дрейфуса он выступил противником пересмотра, желая спасти скомпрометированных генералов, и вообще действовал нерешительно, стараясь примирить обе враждующие стороны. После смерти Феликса Фора и избрания в президенты Э. Лубэ, положение Ф. сделалось довольно сложным, и он, после бурного заседания палаты, вызванного увольнением Ф. профессора политехнической школы Дюрюи — сторонника Дрейфуса, подал в отставку (6 мая 1899 г.). Во время своей политической деятельности Ф. не прекращал и своих занятий ученого и инженера. В 1882 г. Ф. был избран членом академии наук, а в 18 9 0 г. членом французской академии. Кроме упомянутых выше трудов, им изданы: "Emploi des eaux d' égout en agriculture" (1869), "Traité d'assainissement industriel" (1870). В области чистой математики ему принадлежат труды по философии математики вообще и метафизике анализа бесконечно малых в частности: "De l'analyse infinit ésimale. Etude sur la mé taphysique du haut calcul" (2 изд., 1881) и "Essais sur la philosophie des sciences. Analyse. M é canique" (П., 1896). По прикладной математике и в частности по инженерному делу Ф. принадлежат: "Trait é de mé canique rationnelle" (П., 1858) и "Des pentes économiques en chemins de fer. Recherches sur les dé penses des rampes" (П., 1861).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.