- Франс Анатоль
- (France) — известный французский романист и критик; род. в 1845 г. Дебютировал томиком стихов в манере парнасской школы, "L'Etui de Nacre", и античной драмой в стихах, "Les Noces Corinthiennes"; затем писал и пишет маленькие рассказы, повести, психологические и общественные романы, критические очерки, газетные хроники (долго состоял постоянным хроникером в "T e mps"). В последние годы, со времени процесса Дрейфуса, Ф. стал видным деятелем антинационалистического лагеря, принимает участие в устройстве народных университетов, читает лекции рабочим, произносит речи на народных собраниях. Ф. — философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Ф. Одна из его первых повестей, "Le Crime de Silvestre Bonnard" (русский перевод, СПб., 1899) — идиллическая сатира, в которой легкомыслию и доброте отдается предпочтение перед суровой добродетелью. В последующих повестях и рассказах Ф. с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьем воссоздает дух разных исторических эпох. "La R ôtisserie de la Reine Pedauque" — сатирическая повесть во вкусе XVIII в., с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Коньяра; он благочестив, но ведет греховную жизнь и оправдывает свои "падения" тем, что они усиливают в нем дух смирения. Того же аббата Ф. выводит в "Les Opinions de Jérô me Coignard". В целом ряде маленьких рассказов (сборники "Balthasar", "Le Puits de Suinte-Claire" и др.) Ф. обнаруживает яркую фантазию; его любимая тема — сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения; лучшие образцы в этом роде — "Saint Satyr" и "Puits de Sainte-Claire". Ф. — один из лучших французских "conteurs" по художественности языка, благородству стиля и выразительной сжатости повествования. Повесть "Tha ï s" (русский перевод, СПб., 1891) — история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой — написана в том же духе снисходительности и любви к "грешникам", с тем же оттенком эпикурейства и в то же время христианской умиленности, как книги о Жероме Коньяре и мелкие рассказы. "Clio" — сборник трех рассказов из античной и средневековой жизни; лучший из них, по образности и красочности описаний — рассказ о жизни и странствованиях Гомера. От исторических и фантастических рассказов и повестей Ф. перешел к психологическим и общественным романам из современной жизни. В "Lys Rouge", на фоне изысканно художественных описаний Флоренции и живописи примитивов, представлена чисто парижская адюльтерная драма в духе Бурже (за исключением прекрасных описаний Флоренции и картин). " Lys Rouge" — одна из наиболее слабых вещей Ф. Затем Ф. начал серию своеобразных романов под общим заглавием: "Histoire Contemporaine". В нее вошли до сих пор: "D'Orme du Mail", "Mannequin d'Osier", "L'Anneau d'Am éthyste", "Monsieur Bergeret à Paris". Это — историческая хроника с философским освещением событий. Как историк современности, Ф. обнаруживает проницательность и беспристрастие ученого изыскателя наряду с тонкой иронией скептика, знающего цену человеческим чувствам и начинаниям. Вымышленная фабула переплетается в этих романах с действительными общественными событиями, с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии, инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этим описываются научные изыскания и отвлечённые теории кабинетного ученого, неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и несколько близорукого в жизненных делах мыслителя. В центре событий, чередующихся в романах этой серии, стоит одно и то же лицо — ученый историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно-скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в суждениях о поступках окружающих лиц. Юмор Ф. заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлеченным научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая. Новейшая повесть Ф.: "Affaire Crainquebille" — сатира на французское судопроизводство, написанная с блестящим юмором и знанием рабочего класса. В своих критических очерках (5 т. "Vie litt é raire") Ф. с такой же объективностью относится к современным литературным явлениям, проявляя верность и твердость художественного вкуса. Вместе с тем и прежде всего Ф. — мастер слова, доводящий литературный стиль до такой художественной выразительности и красоты, которая равняет его с Флобером и другими французскими классическими прозаиками.
З. Венгерова.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.