Фома Кемпийский

Фома Кемпийский
иначе Ф. Гемеркен (Hemerken — молоточек; отсюда его латинизированное имя Malleolus) — предполагаемый автор "Подражания Христу". Родился в г. Комптене, в 1379 г.; воспитывался в монастыре в Девентере. Учителем Ф. был Бэме, друг Флорентия, основателя союза благочестивых братьев. Ф. вскоре был принят в члены этого союза. Братья снискивали себе пропитание списыванием книг духовного содержания. В 1399 г. брат Ф., Иоанн, был избран в приоры монастыря на Агнатенберге, близ Цволле. Ф. последовал в монастырь за братом в качестве послушника, в 1406 г. был принят в число монахов, а в 1412 или 1413 г. получил сан священника. В этом монастыре и протекла вся его жизнь; в качестве помощника приора он умер 26 июля 1471 г., 92 лет от роду. Ф. хорошо знал Св. Писание, но философское образование его не было значительно и с схоластической литературой он не имел большого знакомства. Средневековым латинским языком он владел в совершенстве. Умозрительный, теоретический элемент в сочинениях Ф. играет незначительную роль. Рукой Ф. переписано большое количество духовных произведений; большая часть их потеряна, но в Антверпене сохраняется знаменитый кодекс "Подражания Христу" и других произведений Ф., в конце которого имеется надпись: finitus et completus anno domini 1441 per manus fratris Thomae Kempis in monte sante Agnetis prope Zwollis. Первое собрание мелких трактатов Ф. появилось в Утрехте в 1474 г., второе — в Нюрнберге в 1494 г. Иезуит Соммалий собрал и издал все сочинения Ф. (за исключением хроники монастыря св. Агнессы) в 1599 г.; это собрание издавалось еще и в 1616 и в 1728 г. Из сочинений Ф. одно имело такой успех, что заслонило собой все остальные, именно "Подражание Христу". Эта книга была издаваема более 2000 раз и переведена на все европейские языки, в том числе и классический латинский. На русский язык она переведена К. П. Победоносцевым и выдержала 7 изданий (СПб., 1898). Такой успех книги весьма понятен. Она написана простым языком, говорящим непосредственно чувству читателя; она не содержит в себе учения какого-либо определенного исповедания, а излагает общехристианские истины и мораль, как ее понимали средние века. Аскетизм — основной тон книги. Мир во зле лежит; только подражание жизни Христа может спасти человека и дать ему блаженство. Но рядом с этой проповедью автор весьма отчетливо подчеркивает, что значение имеет лишь добродетельная жизнь, а не рассуждения о догматах; жизнь должна состоять в борьбе, цель которой — общее благо, а не индивидуальная польза. Автор, проповедующий смирение, как одну из основных христианских добродетелей, скрыл от потомства свое имя. Ее приписывали и приписывают Ф, но спор о ее авторе ведется с начала XVII века и до настоящего времени, при чем авторство приписывают весьма различным лицам; в числе их называют И. Скотта Эригену, св. Бернарда, Бонавентуру, Иннокентия III, и др. Из числа 25 претендентов только три имеют серьезное значение: Ф. К., канцлер Иоанн Герсон и Джованни Герсен. В XVII в. спор был начат испанцем Манрикецом; монахи бенедектинцы выступили в защиту Герсена, между тем как иезуиты и орден Августина стояли за Ф. К. Этот спор повторился и в XVIII веке, причем Евсевий Аморт привел наиболее сильные доводы в пользу Ф. В XIX веке спор на почве разногласия различных духовных орденов уступил место спору на почве национальной: французы стояли за Герсона, итальянцы — за Герсена, немцы — за Ф. Однако, защита прав Герсона была настолько мало удачна, что Ренан заявил: "Подражание Христу" не имеет автора и является произведением всего средневековья. За Герсена высказались многие авторы; все их доводы собрал Coelestin Wolfsgruber, в книге "Giovanni Gersen. Sein Leben und sein Werk de imitatione Christi" (Аугсбург, 1880); он доказывает, что автором "Подражания Христу" непременно должен был быть бенедиктинский монах. Однако, громадное большинство исследователей высказалось в пользу Ф. К., начиная с книги Malon: "Recherches historiques et critiques sur le véritable auteur de l'imitation" (3 изд., 1858). Главным образом делу Ф. К. помогли пастор К. Гирше ("Prolegomena zu einer neuen Ausgabe der Imitatio Christi nach dem Autograph des Thomas" 3 т., Берлин, 1873—94) и голландец О. А. Шпицен. Действительно, в пользу того, что автор "Подражания Христу" был немец, говорят многочисленные германизмы в тексте; несомненно также, что автор принадлежал к союзу "братьев общей жизни", как видно из частых ссылок на мнения представителей этого союза; наконец, сличение языка сочинений Ф. К. с языком "Подражания Христу" и некоторые особенности стиля делают предположение об авторстве Ф. К. весьма вероятным. — Время написания "Подражания Христу" — не позже 1427 г.
Э. Р.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Фома Кемпийский" в других словарях:

  • ФОМА КЕМПИЙСКИЙ — ФОМА КЕМПИЙСКИЙ, Фома Г а м е p к е н (род. 1378/80, Кемпен на Рейне – ум. 25 июля 1471) – средневековый теолог. Будучи помощником приора монастыря в Агнетенберге близ Цволле, обработал и издал известную мистическую духовную книгу «О подражании… …   Философская энциклопедия

  • Фома Кемпийский — (Thomas a Kempis) [иначе Томас Хемеркен, Хеммерлейн или Маллеолус (Hemerken, Hämmerlein  молоточек; отсюда его латинизированное имя Malleolus)] (около 1380  1471), нидерландский христианский писатель. Был близок к предреформационному течению… …   Энциклопедический словарь

  • ФОМА КЕМПИЙСКИЙ — (Thomas a Kempis) Томас Хемеркен, Хеммерлейн или Моллеолус (ок. 1380 1471), нидерландский христианский писатель. С 1406 в монастыре близ Цволле; был близок к предреформационному течению Братьев общей жизни . Трактат О подражании Христу приобрел… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фома Кемпийский — (Thomas a Kempis), Томас Хемеркен, Хеммерлейи или Маллеолус (ок. 1380 25 июля 1471) религиозный мыслитель. С годов учения в школе в Девентере близок к немецко нидерландскому предреформационному течению «Братьев общей жизни» («Fratres communis… …   Энциклопедия культурологии

  • Фома Кемпийский — (Kempis, Thomas a) (1379 1471), августинский (Августинцы) каноник и религ. писатель. С 1406 г. в монастыре близ Цволе. В своей пользовавшейся популярностью кн. О подражании Христу (Imitatio Christi) проповедовал аскетизм и бичевал като лич.… …   Всемирная история

  • Фома Кемпийский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Фома (значения). Фома Кемпийский нем. Thomas von Kempen н. нем. Thomas a Kempis …   Википедия

  • ФОМА КЕМПИЙСКИЙ — (Thomas Kempis, настоящее имя Томас Хамеркен или Хеммерляйн) (ок. 1380 1471), немецкий монах и священник, духовный воспитатель, предполагаемый автор книги О подражании Христу (De imitatione Christi). Латинский вариант его имени указывает на город …   Энциклопедия Кольера

  • ФОМА КЕМПИЙСКИЙ, Фома Г а м е p к е н — (род. 1378/80, Кемпен на Рейне – ум. 25 июля 1471) средневековый теолог. Будучи помощником приора монастыря в Агнетенберге близ Цволле, обработал и издал известную мистическую духовную книгу «О подражании Христу» («De imitatione Christi»). Книга… …   Философская энциклопедия

  • ФОМА КЕМПИЙСКИЙ — (Thomas a Kempis), Томас Хемеркен, Хеммерлайн (Hemerken, Hemmerlein) или Маллеолус (Malleolus) (ок. 1380—1471), нидерландский латинский писатель. Монах (с 1406). Морально религ. трактаты «О подражании Христу» (ок. 1418, п. 1898),… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Фома Кемпийский (Thomas a Kempis) — (около 1380 — 1471), нидерландский христианский писатель. С 1406 в монастыре близ Цволле; был близок к предреформационному течению «Братьев общей жизни». Трактат «О подражании Христу» приобрёл необычайную популярность (свыше 2 тыс. изданий)… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»