- Флудд
- (Роберт Fludd de Fluctibus) — английский писатель (1574—1637). Учился в Оксфордском университете; сначала был военным, потом занялся изучением богословия, медицины и тайных наук, долго путешествовал по Франции, Испании, Италии и Германии, где познакомился со многими выдающимися учеными и приобрел значительную эрудицию. Вернувшись в Англию, получил ученую степень в Оксфордск. унив., который в 1606 г. возбудил против него преследование за отрицательное отношение к учению Галена. Поселившись в Лондоне, занялся врачебной практикой и литературной деятельностью. Его сочинения теперь весьма редки; они составляют 8 томов in fol. Он писал частью под своим именем, частью под псевдонимом Rudolf Otreb и Joachim Frizius. Содержание сочинений Ф. чрезвычайно разнообразно; для философии имеют значение: "Philosophia mosaica" (1638), "Philosophia sacra et ve r e christiana" (1629), "Utriusque cosmi metaphysica, physica atque technica historia" (1617) и "De naturali, supernaturali, praeternaturali et contranaturali microcosmi historia" (1619—21). Другие сочинения посвящены медицине, разъяснению учения розенкрейцеров, полемике и т. д. В философских трактатах содержание отвлеченное часто чередуется с конкретным; так, за описанием небес эмпирического (coeli empyrei), эфирного и элементарного следует ряд научных или quasi-научных трактатов, в которых рассматриваются и военное искусство, и приложение геометрии к живописи, и постройка крепостей и т. д. Особенно характерен для Ф. трактат "De fure et furto indicando"; Φ. верит, что астрология может указать вора и краденое. В медицине он является последователем Парацельса, в философии — представителем того нездорового мистицизма, который нашел себе выразителя в Корнелии Агриппе ("De occulta philosophia") и коренится в гностических, неоплатонических и кабалистических представлениях. Ф. был рьяным последователем алхимии, которую и привлекает постоянно в своих рассуждениях (иногда он даже отождествляет философский камень с Христом). К секте розенкрейцеров (см. Розенкрейцеры) привлек Ф. алхимик-врач Михаил Майр, сочинения коего (весьма редкие) ценятся и до настоящего времени любителями тайных наук. Ф. во всяком случае — человек интересный, характерный выразитель переходной эпохи в научных воззрениях, когда точной науке, имевшей в то время гениальных представителей в лице Декарта, Гассенди и друг., приходилось бороться с остатками мистической натурфилософии времен Возрождения. Этим отчасти объясняется, что с Ф. полемизировали лица, далеко превышавшие его по значению. Кэдворт несколько раз упоминает и опровергает воззрения Ф., не называя его, впрочем, по имени. Генрих Мур симпатизировал Ф., Кеплер и Гассенди посвятили ему отдельные трактаты. Трактат Кеплера озаглавлен "Apologia pro opere Harmonicis Mundi adversus demonstrationem analyticam Roberti de Fluctibus". Гассенди не только опровергает, но и подробно излагает основные начала философии Ф. Его трактат издан в 1630 г. и озаглавлен "Epistolica exercitatio, in qua principia philosophiae Roberti Fluddi medici reteguntur". Самый трактат написан по просьбе Мерсенна, который полемизировал с Ф. Сочинение Гассенди представляет образец изящной и спокойной критики. Ф. уверен, что его философия представляет не что иное, как изложение откровения, которое было даровано первому человеку и перешло путем предания к Моисею. Христос вторично дал человеческому роду это учение. В древнее время Пифагор, Платон и Трисмегист, знавшие превосходно книгу Моисея, отчасти выразили в своих сочинениях истинную философию, умолчав об источниках ее. Философия Ф., однако, вовсе не согласуется с Св. Писанием и представляет собой сочетание мистических элементов с грубо-материалистическими тенденциями. Хотя Ф., напр., и говорит о творении из ничего, но творение понимает в смысле эманации, а не бытие — в смысле материи, потенции. Бог есть начало и конец всего; все из него возникает и все к нему возвращается. Бога можно рассматривать двояко: во-первых, до его обнаружения в созданном им мире; во-вторых, в его обнаружениях. В первом смысле Бог есть непостижимое единство, в коем всякое различение исчезло; во втором — обнаружение тех скрытых противоположностей, которые в мире существуют как деятельное формальное начало света и страдательное материальное начало тьмы. Свет есть божественная сила, тьма — начало небытия (noluntas divina), пустота. Из взаимодействия света и тьмы возникает мир и все в нем содержащееся, т. е. первоначальные элементы и качества: из света рождается тепло, которое рождает движение; холод, напротив, свойственен небытию, тьме. Сухое возникает из разделения тепла и холода, сырое — из их взаимодействия. Действием этих начал возникают четыре элемента: незримый воздух и эфир, созидающий небо; вода, которая под влиянием холодного воздуха становится землей, а земля под влиянием света становится огнем. Все предметы состоят из этих четырех элементов и представляют собой вещество, в различной степени проникнутое формальным, деятельным началом света. Таким образом, все существующее может быть представлено в форме пирамиды, в основе которой находится земля, а на вершине — чистый свет. Бог обнаруживается в трех мирах: в мире чистых духов, в макрокосме (т. е. в мире небесного эфира) и в микрокосме, в коем господствует человек благодаря искусству, которое Ф. называет "обезьяной природы". Макрокосм есть создание и отражение божественной троицы и в свою очередь делится на три области, соответствующие трем лицам божества. В человеке, или микрокосме, мы находим повторение в малом виде частей макрокосма. Голова соответствует области "Empyreum", грудь — небесному эфиру, живот — области элементарной. По этим трем областям распределены и три степени одушевления человека, или, как их называет Ф., пользуясь терминологией Аристотеля, душа разумная, чувствующая и растительная. В груди живет жизненный дух — посредник между разумом (формой) и растительной душой (материей). Этот посредник есть не что иное, как часть мировой души, которая в свою очередь отождествляется Ф. с светом и с Христом как непосредственным выражением Божества. Разум непогрешим и по смерти человека возвращается в сверхнебесный мир; напротив того, растительная душа по своей природе всегда влечет человека к греху, будучи представительницей в человеке темного начала. Жизненный дух, помещенный между разумом и растительной душой с ее темными влечениями, может дать перевес в жизни человека или разуму, или темным влечениям; таким образом, свобода выбора зависит от жизненного духа. В философии Φ. столько разнообразных элементов и они переплетены столь искусственным образом, что автор чувствовал постоянную необходимость в наглядном изображении своих отвлеченных воззрений; посему его сочинения переполнены картинами, в которых автор старается разъяснить отношение Божества к элементам и т. д. Из тайных наук его особенно занимали алхимия и геомантия; первая сблизила его с розенкрейцерами, вторая навлекла на него преследование иезуитов, о чем рассказывает сам Ф. в своей геомантии, составляющей часть его "Historiae utriusque cosmi". Мерсенн полемизировал с Ф. из-за его теософии, называя его princeps atheisttirum; он же побудил Гассенди написать книгу против Ф. и снабдил ее предисловием. Одна из любимых мыслей Ф. — музыка сфер, заимствованная им у пифагорейцев, — вызвала полемику Ф. с Кеплером. Богатую фантазию и полемические способности Ф. проявил в своей книге "Certamen Sophiae cum Моriа", в которой морию (т. е. глупость) он приписывает Мерсенну, а за собой скромно оставляет софию (т. е. мудрость). О Ф. нет ни одной монографии, хотя он вполне ее заслуживает, как интересный представитель умственной жизни начала XVII в. Ср. Kiesewetter, "Gesch. d. neueren Occultismus" (Лпц., 1891).
Э. Р.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.