- Флорентийский лак
-
представляет соединение пигмента кошенили с глиноземом, которое всегда содержит большее или меньшее количество несвязанного глинозема. Материалами при приготовлении этого лака являются низкие сорта кошенили и отбросы при производстве кармина (см.). Существуют три способа приготовления этого лака: 1) Отвар кошенили приготовляется на воде, содержащей в растворе поташ, и к такому процеженному отвару прибавляется раствор квасцов, при чем лак и выпадает в осадок. 2) Отвар кошенили приготовляется на растворе квасцов, и к этому отвару прибавляется раствор поташа. 3) Из горячего раствора квасцов осаждают поташом или содой гидрат глинозема, полученный осадок промывают водой и смешивают его с квасцовым настоем кошенили, при чем гидрат глинозема и соединяется с красящим веществом. Для улучшения оттенка цвета лака к раствору квасцов прибавляют нередко немного оловянной соли. Для получения лака приятного оттенка существенно важно, чтобы при осаждении квасцов не было избытка поташа. Получающийся в осадке лак должен быть отмыт по возможности тщательно для удаления всех растворимых составных частей; проба на тщательность промывки производится исследованием промывных вод раствором хлористого бария, который не должен давать осадка. Чтобы лаку придать оранжевый оттенок, к отвару кошенили прибавляют немного отвара кверцитрона. Очень хорошего качества Ф. лак приготовляется кипячением с дистиллированной водой 4 частей кошенили, 12 частей квасцов, фильтрованием получающегося отвара и осаждением его еще в нагретом состоянии раствором поташа. Получающийся при этом осадок лака тщательно промывается водой, формуется в шарообразные массы и высушивается. Лак употребляется как малярная краска, в обойном производстве и живописи.А. П. Лидов. Δ.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.