- Филостраты
-
(Φιλόστρατοι, Philostrati) — с именем Ф. известны четыре представителя новой софистики, из которых первый, Ф. Лемнийский, живший в Риме при Флавиях, был учителем риторики и написал дошедший до нас среди произведений Лукиана диалог "Нерон"; о других его произведениях, которые перечислял Свида, нам ничего не известно. К началу III в. по Р. Хр. относится литературная деятельность риторов-софистов Флавия Ф. Афинского и Ф. Лемнийского, из которых второй приходился племянником первому. Наконец, последний из Ф., известный под именем Ф. Младшего, приходился внуком (по матери) Ф. Лемнийскому и жил во второй половине IIΙ века по Р. Хр. Ф. Афинский — автор дошедших до нас прозаических произведений: "Жизнь Аполлония Тианского", "Биографии софистов", "О гимнастике" и сборника "Писем". Религиозно-философский роман "Жизнь Аполлония Тианского" в 8 книгах написан по желанию жены императора Септимия Севера Юлии Домны (ум. в 217 г.); цель произведения — доказать, что знаменитый чудотворец язычества, неопифагореец Аполлоний (см.), живший в 1 в. по Р. Хр., был не магом и волшебником, а выдающимся подвижником, проповедником, одаренным свыше провидцем, чудотворцем и истинным мудрецом. По рассказу Ф., Аполлоний ознакомился в Вавилоне с мудростью халдейских волхвов, в Индии — с мудростью браминов. Описание Индии представляет собой образчик утопий, которыми столь богата греческая литература. По возвращении в Ионию Аполлоний начинает деятельность проповедника и учителя; к нему являются для исцеления больные, города обращаются к нему за советами в делах гражданской и религиозной жизни. С таким же восторгом принимают его как в Элладе, так и в Риме. Позже Аполлоний предпринимает путешествие к Геркулесовым столбам и в Испании вступает в сношения с противниками Нерона; оттуда он отправляется в Египет, и в Александрии он встречается и беседует с дружественно расположенным к нему Веспасианом. Из Александрии Аполлоний отправляется к гимнософистам в Эфиопию, затем посещает Финикию и Киликию, повсюду совершая чудеса, учась и поучая. Своими советами он оказывает поддержку Титу. При Домициане Аполлоний вооружается против тирании императора и по требованию его бесстрашно прибывает в Рим. Заключенный в темницу, он подвергается истязаниям, но на суде в убедительной речи доказывает свою невиновность, после чего чудесно исчезает из судилища и поселяется в храме Зевса Олимпийского. Теперь слава Аполлония достигает апогея; около него образуется значительный круг последователей, особенно когда он вынес из Трофониевой пещеры в Лебадии книгу пифагорейской философии, которая должна была служить ответом на предложенный им Трофонию вопрос о лучшей и совершеннейшей философии. После двухлетнего пребывания в Греции Аполлоний переселяется в Ионию. В Ефесе он возвещает об убийстве Домициана, которое чудесно прозревает. Когда вступил на престол Нерва, Аполлоний посылает к нему друга своего Дамиса, а сам, предчувствуя близкую кончину, остается в Ионии, где вскоре и умирает чудесной смертью. В Аполлонии Ф. изобразил мудреца, стремящегося не только к религиозному, но и к философскому знанию; это философ в самом широком значении слова, софист императорского периода, обнимающий всю ширь современной ему науки, компетентный судья во всех вопросах жизни и знания и вместе с тем аскет, мистик-неопифагореец. Идеализация Аполлония сделала из него живой образ, которым язычество воспользовалось в борьбе с христианством: так, в конце III в. по Р. Хр. вифинский наместник Перокл в своем сочинении "Филалет" противопоставил Аполлония Христу, возвышая первого над вторым и упрекая христиан в легкомыслии за то, что они признали богом Иисуса, совершившего немногие чудеса, тогда как язычника Аполлония, сделавшего несравненно более, признают не богом, а только богоугодным мужем. В сочинении "Биографии софистов" в 2 книгах Ф. дает очерк развития софистики с V в. до Р. Хр. до своего времени. В первой книге он характеризует прежде всего софистов, если не по названию, то по духу — Евдокса Книдского, Леонта Византийского, Карнеада, Диона Прузского, Аполлония, Евфрата, Фаворина; затем он переходит к обзору собственно древней софистики в лице ее главных представителей — Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Пола, Фрасимаха, Антифонта, Крития и Исократа — и, наконец, выводит ряд представителей второй софистики — Эсхина, Никета, Исея, Скопелиана, Дионисия Милетского, Лоллиана, Марка Византийского, Поламона, Секунда, за которыми во второй книге следует Герод Аттик с многочисленными современными Ф. софистами. Не отличаясь ни систематичностью изложения, ни стремлением дать какую-либо историческую перспективу, сочинение это представляет собой хаотическую массу материала о софистах, который нельзя назвать ни биографическим, ни критическим. Это скорее ряд портретов, которые Ф. набрасывал, пользуясь сборниками писем, преданиями школы, речами и личными воспоминаниями; в этом смысле материал "Биографий" представляется весьма ценным, хотя портреты софистов расплывчаты, характеристики страдают гиперболичностью, стиль отличается напыщенностью и в общем произведение представляется поверхностным и малосодержательным. Трактат "О гимнастике", приписываемый некоторыми третьему Ф., имеет целью пробудить интерес к гимнастическим упражнениям как к средству для борьбы с изнеженностью; автор сообщает интересные сведения из истории олимпийских игр и о различных родах гимнастики. "Письма" (числом 73), большинство которых состоит из нескольких строк, представляют собой, за исключением последних 9, школьные упражнения на эротические темы, разработанные в эпистолярной форме; особенно интересно 73-е письмо, обращенное к императрице Юлии, в котором автор защищает софистов против нападок некоего Плутарха. К письмам приложены два кратких рассуждения (διαλέξεις), из которых одно трактует об эпистолярном стиле, другое — о взаимоотношениях природы и закона; оба отрывка, вероятно, представляют собой остаток от сборника Διαλέξεις, о котором упоминает при обзоре сочинений Ф. Свида. Ф. Лемнийскому принадлежат дошедшие до нас диалог "О героях" (Ήρωϊκός) и описание 64 "картин" (Είκόνες). В первом произведении, относящемся к эпохе правления Александра Севера, приводится разговор между суеверным виноградарем и финикийским купцом о Протезилае и других героях Троянской войны, причем виноградарь сообщает сведения об упомянутых героях якобы со слов самого Протезилая, могила которого находится близ его жилища и который его нередко навещает и с ним беседует о прошлом. В сборнике "Картины" автор описывает виденные им в одном неаполитанском портике картины и объясняет их сюжет и композицию, для того чтобы читатели его труда учились правильно судить о живописи и правильно выражать свои мысли. Сочинение представляет собой не столько ряд критических очерков о живописи, сколько серию красивых, живых, изящных описаний в духе новой софистики. Сборник пользовался значительным успехом и вызвал ряд подражаний. Одно из них принадлежит Ф. Младшему, от которого до нашего времени сохранился сборник с описанием 17 είκόνες "Картины" Ф. младшего описаны в стиле его преемника, но с меньшей образностью, изяществом и тонкостью. Об Аполлонии Тианском см. М. И. Каринский, "Аполлоний Тианский" ("Ж. М. Н. Пр.", ч. CLXXXVIII, СПб., 1876, стр. 30—98); Ueberweg-Heinze, "Grundriss der Geschichte der Philosophie des Altertums" (Б., 1894, 1 т., в 8 изд., стр. 324 и 326). О Ф. вообще (издания, литература вопроса и проч.) см. Christ, "Geschichte der griechischen Litteratur bis auf die Zeit Justinians" (Мюнхен, 1898 = VII т. "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft" Jw. Müller'a, стр. 723 и след.); М. Croiset, "Histoire de la littérature grecque" (П., 1899, V т., стр. 761 и след.).Н. О.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.